Сверхъестественное серия про банши. Банши - интересные факты. Банши в кельтской мифологии

Is this you, inside? ©

Согласно легендам, банши в глухую ночь скользит призраком по лесам Ирландии, плача и причитая…

/Маса давно хотел и наконец-то вновь взялся за легенды. Где-то у меня уже есть набор материала по Всаднику без головы и Дикой охоте. Пришла очередь Банши - что это за существо, откуда взялось, что из себя представляет и на что способно. По возможности собрал и перелопатил как можно больше информации.
Мурмурмур:3/

Ирландия очень богата мифами и легендами о феях, призраках, лепреконах и прочих странных созданиях. Но ни одно из этих существ не вызывает в нас такого трепета и страха, как банши, едва лишь это слово слетит с чьих-то губ. Нам тут же чудится сверхъестественный вой, доносящийся со стороны леса, где под покровом темной ночи прячется сама банши.

"Банши - женщина, которая, согласно поверьям, является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его смерти вот вот пробьёт! "

У Банши много имен и прозвищ – Баньши, Бенси, Бансии, беан ши ("небесные женщины"), фея, Леди Смерть, Ангел Смерти, Белая Леди Печали, воздушная нимфа, дух воздуха.
Как ее не назови – это все одно и то же существо. Банши- это бестелесное создание, призрак, иными словами.

Дурную репутацию банши получила не сразу. Изначально, если обращаться к ирландской мифологии, банши - феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах.

Тогда считалось, что банши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, девушки и т.п.

Каждый порядочный ирландский род должен, безусловно, пользоваться покровительством женщины из-за Холма (или из-под Холма, что, в сущности, одно и то же). Потому что если род этого покровительства лишен - то какой же он, в самом деле, порядочный?
Именно отсюда взялось поверье, что банши охраняют лишь древние семейства, корни которых уходят глубоко в историю современной Ирландии. (но об этом позже)

Банши следили за многим: за рождением младенцев и воспитанием юношей, за домашним очагом и за тем, чтобы конь не запалился, а копье не сломалось. Она - то мудрая мать, то старшая сестра. Если ирландец умирает, женщины его рода собираются оплакать его. И среди них - банши. В последние минуты она является в траурных белых одеждах, чтобы расчесать волосы умирающего своим серебряным гребнем и оросить лицо слезами, а затем отходит в сторону и вместе с прочими женщинами поет отпевальную.
Она меня чешет серебряным гребнем

И проливает потоки слез.

(Английская народная баллада «Элисон Гросс»)

Этот серебряный гребень, которым она расчесывала волосы умирающего, часто упоминается в легендах и рассказах о ней, хотя настоящее значение этого гребня уже давно начало забываться.

У нее много обличий. Кому-то она видится уродливой старухой с гривой седых волос, кому-то прекрасной юной девушкой с белой кожей. В некоторых случаях же она, как говорится, может явиться в образе прачки на берегу реки или озера. Только вот одежда, которую та стирает, как правило, окровавлена.
Миф о окровавленных одеждах и омывании их в озере или реке добавил Банши немало дурной репутации. Хотя изначально эта идея скорее всего взялась из известного ирландского мифа о Кухулине. Так, зловещая Морриган повстречалась перед последним боем прославленному герою Кухулину - она отмывала в ручье его окровавленные доспехи и пела каойнеад. Кухулин понял, что бой этот - для него последний, и стало так. Но Морриган была богиней, а не банши.

Иногда она видится прекрасной феей с длинными светлыми волосами, которые она расчесывает с помощью особенного серебряного гребня. Согласно суеверию, найти и поднять такой гребень – к большой неудаче, поскольку банши оставляет эту вещь в определенные местах, чтобы заманить ничего не подозревающих людей и привести их к гибели. (а вот и гребень)

Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них, Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом, была банши, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".

Но самой характерной и известной чертой банши, в каком бы облике она не являлась, - ее плач. Плачет банши на языке, которого никто не понимает: в ее воплях сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Голос банши похож одновременно на собачий вой и жалобные крики птиц. Вой банши полон скорби, в нем есть меланхоличный отзвук ветра, но есть и что-то от человеческого голоса. Вой и плач отчетливо слышны на большом расстоянии.
Автор "Демонологии и колдовства" сэр Вальтер Скотт полагал, что банши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии.

Ее страшный, пугающий крик предупреждает человеческие создания о скорой неизбежной смерти… Услышать ее печальный голос- это знак того, что скоро кто-то окажется по другую сторону жизни.

Часто говорится так же о том, что банши очень стесняется показываться на глаза смертным. Малейший звук – и она мгновенно теряется из виду, исчезая, словно туман.

Считается, что миф о банши пошел от распространенной в Ирландии традиции оплакивать своих покойников: женщины плакали во время похорон, поэтому для многих в деревне этот плач, разносящийся по воздуху, был первым сигналом того, что кто-то умер. Эти люди, плачущие на похоронах, были известны как «плакальщики», и их услуги очень высоко ценились. Именно из этой традиции почитать умерших родилась легенда о Банши.
Традиционно, если человек умирает, его принято оплакивать - на его похоронах и делают это женщины-плакальщицы. У многих больших галльских кланов есть женщина-фейри, связанная с ними. Когда член семьи умирает, она появляется чтобы оплакать его. В историях описывается, что банши появляется, когда член семьи умирает далеко от дома, или же плач баньши может служить первым указанием на смерть. Однако, чаще всего в легендах их встречает человек, который ещё не знает, что умер кто-то из его родных.

Когда эти устные ирландские предания были впервые переведены на английский язык, появилось отличие в трактовке образа баньши между оригинальной версией и переводной. Так, погребальный плач по умершему превратился в вой и стенания, предвещающие смерть. В этих историях вой баньши предвещал скорую гибель члена семьи, а тот кто видел баньши, должен был вскоре умереть сам.

Если ирландцы все же сохранили о банши добрую память, то шотландцы (они именовали плакальщиц беан нигх или беан шитх) пришли к выводу, что плакальщица приходит непосредственно из мира умерших, чтобы напророчить смерть тому, кому бы еще жить да жить. При этом, опять-таки, нередко поминается стирка окровавленной одежды или Мифические существа - Баньшисавана («беан нигх» означает «стирающая женщина»), что заставляет заподозрить козни Морриган... Из прекрасной девушки беан шитх постепенно превращается в чудище: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди. Конечно, такой «красавице» белое уже не к лицу; шотландские плакальщицы ходят в зеленом. Некоторые оспаривают загробную сущность беан нигх - дескать, она «всего лишь» сродни чудищу-карге (hag).

Есть и другая гипотеза: дескать, банши - это эльфийка, фея, а может, и человеческая женщина, умершая родами в результате какого-то фантастического небрежения со стороны мужа. Это, с одной стороны, объясняет пронзительность ее голоса, а с другой - ее действия; считается, что баньши стократ более охотно причиняет смерть мужчинам, нежели женщинам. В этом случае она утихомирится, если самолично покончит с бывшим мужем; а если тот ухитрится помереть своей смертью - все, она будет гоняться за мужчинами вечно.

Согласно третьей версии, это волшебница (или опять-таки эльфийка), чью могилу разорили и поставили на ее месте... тут мнения расходятся - то ли кабак, то ли вообще публичный дом. Подлететь к кабаку и устроить его завсегдатаям концерт по заявкам баньши не может, и сровнять помещение с землей следует живым.

Какую версию ни прими, из нее следует, что обычное, так сказать, физическое устранение баньши будет недолгим (если вообще удастся). Максимум через год, а скорее всего - в ближайшее полнолуние дух снова выпорхнет из-под земли, и мало никому не покажется. При этом даже на пару дней упокоить ее может лишь истинный святой, которому совершенно случайно довелось оказаться поблизости от жертвы баньши - или, быть может, чародей, но в последнем случае рецепты тщательно охраняются.

«…Ночной воздух прорезал низкий вой, переходящий в пронзительный визг. Глаза Рода резко распахнулись. Сирена? В этой культуре? Звук доносился слева, он поднял глаза - и увидел там замок на вершине холма. И там, у основания башни, что-то пылало и пронзительно визжало, словно «черный ворон», оплакивающий смерть нескольких патрульных машин. Посетители в беспорядке выбежали из трактира и столпились во дворе, глазея и тыча пальцами.

То баньши!

Нет, все будет хорошо. Разве он не появлялся уже трижды? А королева все жива!…» (К.Сташефф «Чародей поневоле»).

Когда несколько баньши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей.
Это интересно: в одной из версий истории о Макбете вместо трех ведьм фигурируют три банши - они не обращаются к Макбету напрямую, а просто оплакивают сперва кавдорского тана, потом шотландского короля, а там и самого Макбета. Вполне логично: для столь знатных персон одной беан ши, конечно же, мало. Банко они не предрекали стать «предком королей», потому что этого персонажа придумал уже Шекспир - желая сотворить «великого предка» царствовавшему в то время королю Якову I.

Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне баньши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченные пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат.

Есть и такая история: некий фермер встретил баньши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие, с багровым отливом. Старуха сидела понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо... Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старки-сосед, последний в древнем роду..

Поскольку о споров о самой сущности банши очень много, можно обратиться и к другой теории появления этих существ.

Некоторые ирландцы верят, что души усопших не покидают землю, но находятся здесь, привязанные к этому миру. Они либо наслаждаются счастьем, которое получили за хорошо прожитую жизнь, либо (если всю свою жизнь они жили в грехах и поддавались страстям) они несут наказание за прожитые годы. Духи, которые расплачиваются вечным страданием, как правило, привязаны к определенному месту – они вынуждены платить за свои грехи в тех местах, рядом с которыми эти грехи или преступления были совершены.
Банши- это духи, которые привязаны к земле. Говорят, что они заботятся лишь о древних семействах. Верят, что банши следят за семьей (как с плохими, так и с хорошими намерениями), присматривают за ней до тех самых пор, пока самый последний потомок умрет и не будет погребен (хотя поговаривают, что банши, например, не следуют за семьей в другие края, если та вздумает переселиться подальше).
Касательно их связи с определенной семьей, есть два варианта: либо эти создания имели при жизни очень тесные и крепкие связи с семьей, что желание наблюдать и быть с ними не исчезло даже после смерти, либо еще при жизни у них были причины ненавидеть эту семью.
Это дает нам два совершенно разных типа банши.

Каперния (Дружелюбная Банши)

Дружелюбная банши- это не то отвратительное и уродливое создание, какое мы обычно себе представляем. банши очень редко кому удается увидеть, но периодически они напоминают о себе. Говорят, что они выглядят молодыми красивыми девушками, с бледными лицами, с черными или золотыми волосами, в струящихся белых одеждах.
Пение таких банши полно грусти и тоски. Песни наполнены любовью и заботой о тех, кого они любят. Для них это пение- предупреждение.
Верят, что пение банши предвещает в течение нескольких дней смерть одного из членов семьи. Вопли и пение чаще всего слышны ночью. Кроме того, чаще всего их слышат именно те, кому адресовано предупреждение.

На другом конце спектра находятся такие банши, которые куда более привычны и узнаваемы для нас.

Злые банши при жизни имели причины ненавидеть семью, именно поэтому даже после смерти они являются страшными видениями тем членам семьи, к которым испытывали злобу или ненависть. Она выглядит страшной, покоробившейся, с искаженными чертами и ненавистью, буквально сочащейся из каждой черточки на ее лице. Криков и воя злой банши уже достаточно, чтобы у вас кровь застыла в жилах. Представьте себе самую страшную ведьму из самого страшного фильма ужасов, который вы когда-либо смотрели. Теперь сделайте ее еще страшнее и уродливее, издающую ужасные крики и вой темной ночью.
Чем предупреждать о грядущей смерти члена семьи, злые банши скорее кричат и воют в качестве своеобразного ехидного, язвительного и полного ненависти празднования, когда один из членов семьи наконец-то встречает свой конец. Это может быть, конечно, и предупреждением, но очень страшным и пугающим предупреждением.

Никто не знает, откуда у Банши такие пророческие способности, но на этот счет существует ряд теорий. Некоторые верят, что каждый член семьи имеет определенного тихого слугу, наблюдателя, который следит за ними и после чего отправляет информацию непосредственно банши. Но подобная идея не слишком распространена, и вера в Банши постепенно исчезает.
В свое время вера в Банши была очень сильной. Если кто-то не верил в это пророческое создание, люди считали подобное отношение настоящим кощунством.
В Ирландии считается, что те люди, у которых есть музыкальный талант (кто может петь или играть на музыкальном инструменте), тех сторожат и охраняют духи; Дух Жизни, олицетворяющий пророчества, дарует, как говорят, таким людям дар ясновидения, другой же – Дух Судьбы – открывает секреты несчастий и смерти, и имя этого страшного посланника - именно банши.

В старой ирландской поэме рассказывается о появлении банши утром:
«"Hast thou heard the Banshee at morn,
Passing by the silent lake,
Or walking the fields by the orchard?
Alas! that I do not rather behold
White garlands in the hall of my fathers."»

Хотя заявляется, что банши была услышана в полдень, это создание очень редко можно увидеть или услышать при дневном свете. Обычно это создание выбирает ночь для того, чтобы посетить смертных:
«The Banshee mournful wails
In the midst of the silent, lonely, lonely night,
Plaining, she sings the song of death»

Встречающиеся легенды о встречах людей и банши весьма разнообразны по изложению, но объединены единым мотивом: встреча с потусторонним - опасна. Среди всех сказаний чётко выделяются три сюжета: - Мужчина ночью встретил банши, принял её за обычную женщину, попытался к ней приставать и ненароком обидел её. Банши от обиды отталкивает его и в наказание оставляет на его теле неуничтожимый след своей ладони или пальцев. - Мужчина, встретивший банши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате банши может, как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником. - Возвращающийся домой путник встречает банши, расчёсывающую волосы серебряным гребнем. Он заполучает гребень и относит его домой, однако затем банши приходит за своей вещью и, угрожая, требует её вернуть. В итоге она получает гребень, демонстрируя при этом, что всё вполне могло закончиться куда хуже.

Считается, что банши следует лишь за древними ирландскими родами – потомками благородной гальской расы – семьями, в чьих фамилиях есть Мак или О:
«By Mac and O
You"ll always know
True Irishmen they say".
But if they lack
The O and Mac,
No Irishmen are they".»

Большая комната, которая нависает прямо над дикими волнами Атлантического океана в старом разрушенном замке Дюнлюс, который находится на скале над зелеными водами побережья Анстрима – говорят, что это дом банши семьи О’Донелл.
Здесь, зимними ночами, через полуразрушенные остатки черепицы, сквозь рев гигантских штормов, которые приходят с далекого севера, можно услышать странный плач банши, сокрушающейся по печальной участи великого дома, по горькой потере и падении древней семьи гальских вождей.
По берегу Лох-Несского озера, рядом с замком Эдендафф-Каррик есть нагромождение камней, похожее на цепь небольших скал – разрушенные стены замка О’Нилов до сих пор стоят над темной гладью воды, где когда-то пребывая в гордости от осознания своей мощи, власти и собственности, жил один из самых мощных гальских вождей- великий О’Нил.
Здесь, с незапамятных времен, когда многие несчастья угрожали представителю одного из самых древних и великих родов, плач банши семьи О’Нил разносился эхом по всему лесу Койл Ультах и над серыми водами Лох-Ней, несся вдоль стен старого замка, эхом отражаясь от высоких сводов, рыдая над могилами великих O’Нил.
Маэвин – так звали банши семьи O’Нил. Ее видели и слышали много раз, а обличие, которое она обычно принимает, - это старая женщина с длинными белыми волосами, спадающими на ее худые плечи.

Одна из самых странных историй о Банши началась в Дублине – в 2:30, 6 августа, 1801 года, когда Лорд Россмор, главнокомандующий британскими силами, расположенными в Ирландии, скончался у себя дома.
Накануне он принял участие на приеме у заместителя короля в Дублинском замке. Людям, которых он там встретил (включая Сэра Иона и Леди Беррингтон), он казался абсолютно здоровым. Он оставался на приеме почти до самой полуночи. Перед тем, как уйти, он пригласил Беррингтонов на свой прием, который он устраивает в своем доме в Маунт Кеннеди. По правде говоря, для человека его происхождения и положения, можно сказать, что он провел самый обычный вечер – тот, который, кажется, не имеет даже намеков на странность ил необычность.
Ооло двух часов утра Сер Ион Беррингтон проснулся и услышал то, что было описано, как «жалобные звуки, доносящиеся снаружи, с лужайки под окном». Он бы никогда не забыл плач банши. Леди Беррингтон тоже слышала звук, как и их служанка. Наконец, в 2:30 утра Беррингтон услышал голос, зовущий: «Россмор! Россмор! Россмор!» Затем наступила тишина. На следующий день Берингтоны узнал, что Лорд Россмор умер. Его слуга услышал странный звук, доносящийся из его комнаты, и, бросившись туда, нашел его мертвым. Он умер в 2:30.
«Лорд Россмор умирал в тот самый момент, когда я слышал, как произносится его имя,» - позже писал Сэр Ион.
Это был его самый пугающий и страшный опыт в жизни.
Хотя для ирландцев это не было тайной- они знали, что в тот момент Ион слышал плач банши.

В современных компьютерных играх образ банши приобрел крайне негативную окраску; в целом банши там характеризуются как достаточно уродливые призрачные сущности, обладающие целым рядом умений, которые (согласно мифологии) им вообще были несвойственны, в частности, способность приносить смерть только воплем (keening). Изначальное предназначение банши - не приносить смерть слышащему, а констатировать скорую смерть члену семьи (клана) слышащего.

С течением времени исчезли многие знатные и благородные ирландские семьи и фамилии- некоторые из них вымерли, кто-то переселился на другие земли – и Банши стали лишь мифом, обычным суеверием.
Если когда-нибудь вам случиться быть на Изумрудном Острове, и вы окажетесь ночью под темным звездным небом – прислушайтесь. Вы можете услышать навязчивую песню или пугающий вой банши. Но будьте осторожны – в ее песнях кроется лишь смерть.


Банши это горестная предвестница, которая своими леденящими кровь завываниями предупреждает людей о скорой кончине.

Предвестницы смерти в кельтской мифологии

Банши или бэнши - жительница Ирландии и прочно укоренилась в кельтском фольклоре. Ее имя дословно переводится как "женщина с холмов". По одним преданиям, она - прекрасная фея, в других сказаниях банши представлена в образе призрака, который бродит по земле, пытаясь найти покой, а некоторые чисто ирландские семьи верят, что это дух их прародительницы, которая оберегает и предупреждает семейство о скорой кончине одного из членов семьи.

Хоть банши часто и принимают за фею, но феи предпочитают жить в обществе, в то время как баньши - существа одинокие, что больше роднит их с духами и .

Банши может принимать множество образов, будь то животные, туман или деревья. Но чаще всего она предстает перед людьми в образе прекрасной девушки, либо же морщинистой и дряхлой старухи. Детям это создание описывают, как прекрасную золотоволосую женщину, которая носит белое платье и серебристый плащ. Она бледна, а глаза ее красны от рыданий. Бывает, что появляется она перед путником в образе седовласой старушки, также одетой в белое.

Существуют и более устрашающие описания этого призрака. В некоторых легендах банши описывают как старуху с запутанными черными волосами, страшными и острыми зубами и одной ноздрей. Одеты они в зеленой платье или саван. Предвещая скорую кончину человека, они бродят среди деревьев или летают рядом с его домом.

Вопреки заблуждениям, банши - не злые духи, а лишь вестники. Их завывания может слышать лишь тот человек, которому уготована скорая гибель. Но, если этот человек поистине велик, то предупреждения банши услышат и другие.

Хоть эти создания и не несут прямой угрозы людям, встречи с ними, как и с любой потусторонней силой, могут быть весьма опасны. Существуют сказания о мужчинах, которые попытались обидеть банши, приняв ее за обычную женщину. В наказание банши оставила на их телах метки в виде своей ладони, оттолкнув их от себя. Такие метки остаются у людей до конца их дней, указывая на совершенное ими преступление.

Есть легенда о том, как некий ирландец встретил банши у реки и, смеясь, предложил ей выстирать его рубаху. Если банши находится в добром расположении духа, она действительно может незаметно снять с тебя одежду и постирать ее, но остерегаться нужно, если банши раздражена. Вместо того, чтобы постирать рубаху, ей же она может и удушить просящего.

Еще одна история повествует о том, что мужчина украл у банши гребень, которым та расчесывала свои длинные волосы, и забрал его домой. Банши нашла его и угрозами вернула себе гребень обратно.

Тем не менее, по своей натуре банши не склонны к мщению. Они всегда готовы продемонстрировать провинившимся, что все могло закончиться намного хуже, тем самым остерегая их от новых ошибок.

Банши в современном мире

В настоящее время банши часто стали появляться на страницах книг, комиксов, в фильмах и компьютерных играх, но представлены они там отнюдь не как заботливые духи, задача которых предупредить человека, а как злые существа, цель которых - убивать.

Невероятным монстром представлена банши в фильме 1970-го года "Плач банши", которого злобная ведьма призвала для уничтожения ненавистной семьи борцов с ведьмами.

В 2006 году появилось в фильме "Банши. Музыка смерти", а в 2011 году был снят американский фильм ужасов "Вой банши".

Она также появлялась на страницах комиксов Marvel "Серебряная банши", в таких мультфильмах как "Охотники за приведениями" и в сериале "Сверхъестественное". Во всех сюжетах она - представитель зла.

Банши, баньши (англ. banshee [ˈbænʃiː], от ирл. bean sídhe - женщина из Ши) - фигура ирландского фольклора, женщина, которая, согласно поверьям, является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его кончины близок.

О банши

Баньши или бенши, бэнси, бансии ("небесные облачные женщины"), в ирландской мифологии феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах.

Согласно кельтским поверьям, баньши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, дымки, девушки и т.п. До сих пор многие жители Ирландии и севера Англии верят, будто их заунывный плач, называющийся Киэнинг и ясно слышный по ночам, непременно предвещает близкую человеческую смерть, в некоторых графствах этот надрывный вой-плач получил название "пророческая история".

Автор теософского сочинения "Демонология и колдовство" сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи на просторах Ирландии и в нагорьях Шотландии. Люди представляют баньши женщиной с длинными распущенными, черными волосами, в просторных одеяниях, с припухшими от слез глазами, или в облике мерзкой и уродливой старухи со спутанными седыми волосами. Фея баньши может быть и бледнокожей красавицей в длинном саване, а иногда может являться в образе рано умершей невинной девы - родственницы семьи.

Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями-баньши. Одна из них, по имени "Жестокосердная дама", волшебница-искусительница, описанная английский поэтом-романтиком Джоном Китсом, была баньшей, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".

Имена банши

Банши в различных частях Ирландии называют по-разному. Общепринятым и повсеместно распространённым именем является ирл. bean sí, состоящее из bean - женщина, и sí - Ши, что вместе переводится как «женщина из сидов», из потустороннего мира. Наряду с общепринятым обозначением, во многих районах острова для банши имеются и свои, локальные имена, причём в некоторых районах острова до сравнительно недавнего времени применялось только локальное название.

Так, в графствах Лимерик, Типперэри и Мэйо обычным является имя ирл. an bean chaointe, что дословно обозначает плачущую женщину, плакальщицу. В юго-восточной части Ирландии имя банши образовано от ирландского слова badhbh (бадб), обозначающего агрессивную, страшную и опасную женщину. В средние века в Ирландии именем badhbh часто называли богинь войны. В графствах Лиишь, Килкенни и Типперэри распространено имя boshenta (бошента), производное от badhbh chaointe. В Уотерфорде банши называют bibe - байб. В Карлоу, Уэксфорде, а также на юге графств Килдэр и Уиклоу распространено имя bow - бау.

Происхождение образа банши

Банши, как полагают специалисты по ирландскому фольклору, не имеет прямых аналогов в верованиях других народов. Однако в бретонском фольклоре есть нечто схожее с банши - вестник смерти Анку, также подобные персонажи встречаются в валлийской мифологии. Это даёт основания предполагать, что образ банши уходит в древнюю кельтскую мифологию. Патриция Лайсафт, профессор Дублинского университета, посвятившая более 20 лет изучению образа банши в фольклоре, отмечает, что носители традиций практически не задумываются о происхождении банши, а воспринимают её как данность. Тем не менее, ей удалось сформулировать следующие представления о происхождении банши:
Фея

Весьма распространено мнение, что банши нечто вроде феи (fairy), такое объяснение встречается в некоторых литературных произведениях XIX и начала XX веков. Однако в настоящих народных преданиях о банши такое отождествление дается очень редко. В ирландской народной традиции феи - существа общественные, живут сообществами и ведут образ жизни, схожий с человеческим. Тогда как возвещающая о смерти банши - существо одинокое и все её отношения с человеческими существами определяются её связью со смертью.
Призрак

Большее распространение имеют следующие версии: банши не что иное, как призрак (дух) женщины-плакальщицы, так как оплакивание и рыдание одна из ее характерных черт. Некоторые ирландцы верят, что если плакальщица не выполняла свои обязанности подобающим образом, то и после смерти она продолжает оплакивать умирающих.
Покровительница рода

Одним из центральных аспектов легенд и преданий о банши является представление о том, что банши - это дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь, это может быть также прародительница семьи.

По поверьям, банши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает банши, обозначаются как семьи с «О"» и «Мак», то есть считается, что банши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи, происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи, которые поселились в Ирландии до XVII века.

Облик банши

Что касается описания внешнего вида банши, то тут мнения диаметрально противоположны. Одно остаётся неизменным - женский образ. Существует некий романтический образ банши, в основном в рассказах для детей, что это молодая прекрасная женщина с длинными белокурыми или золотыми волосами в длинном белом плаще с капюшоном. Банши описывают также как маленькую старушку, но опять же с длинными волосами, белыми или седыми. Вообще длинные волосы - это такая же отличительная черта банши, как и её крик. Реже встречается описание чёрных или тёмных волос банши, также как и тёмных или цветных одежд, так как совершенно очевидно, что в сумерках или темноте, времени, когда появляется банши, её проще увидеть именно в белом плаще и с белыми, часто седыми, волосами, что также подтверждает легенду о банши-старухе. Что касается головного убора, то он упоминается крайне редко, так как он был бы неуместен ввиду длинных развевающихся волос. Так как плащ банши в основном доходит до пят, обувь также упоминается крайне редко. Некоторые носители традиции считают, что она ходит босой.

Банши в легендах

Встречающиеся легенды о встречах людей и банши весьма разнообразны по изложению, но объединены единым мотивом: встреча с потусторонним - опасна. Среди всех сказаний чётко выделяются три сюжета:
Мужчина ночью встретил банши, принял её за обычную женщину, попытался её обидеть. Банши отталкивает его и в наказание оставляет на его теле неуничтожимый след своей ладони или пальцев.
Мужчина, встретивший банши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате банши может как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником.
Возвращающийся домой путник встречает банши, расчёсывающую волосы костяным гребнем. Он заполучает гребень и относит его домой, однако затем банши приходит за своей вещью и, угрожая, требует её вернуть. В итоге она получает гребень, демонстрируя при этом, что всё вполне могло закончиться куда хуже.

Литература

Рэй Брэдбери написал рассказ «Банши» (англ.)русск., по которому в 1986 году был снят один из эпизодов телевизионного цикла «Театр Рэя Брэдбери» (англ.)русск..
Упоминается в фантастических романах Клиффорда Саймака «Заповедник гоблинов» и «Братство Талисмана».
Упоминается в романе Кристофера Сташеффа "Чародей поневоле".
В книге Чарльза де Линта «Отведай лунного света» встречается сравнение плача героини Джеми Пэк с плачем банши.
Образ банши появился также в комиксах (Банши из Marvel Comics).

Кинематограф и анимация

В 1970 году был снят фильм «Плач баньши», где банши представлял собой монстра, призванного предводительницей ведьм, чтобы уничтожить семью ненавистного ей преследователя ведьм.
В 2006 году был снят фильм «Банши. Музыка смерти».
Фильм 2008 года «Банши!!!» (реж. Колин Тейз). В России демонстрировался также под названиями «Ночная стража» и «Несущая гибель»
«Вой Банши» - американский фильм ужасов 2011 года.
В фильме «Аватар» (2009) банши (или икранами) названы фантастические крылатые драконоподобные существа планеты Пандора, используемые местными гуманоидами На’ви для полётов.
В мультсериале «Экстремальные охотники за привидениями» одним из призраков, от которого главные герои избавили мир, была банши.
В телесериале «Зачарованные» на Фиби нападает банши. Под воздействием её крика Фиби сама становится банши, но признание бывшего возлюбленного Коула снова делает её человеком.
В японском аниме-сериале «Боевая фея Вьюга» название «Банши 3» носит летающий авианосец.

Компьютерные игры

В мире World of Warcraft банши представлены как призрачные существа, способные летать и оглушать врагов звуковыми волнами, а также обладают способностью вселяться в тело живого существа и получать контроль над ним.
Во вселенной BattleTech имя Banshee носит одна из самых мощных боевых машин.
В игре Command & Conquer: Tiberian Sun Banshee - летательный аппарат, основанный на инопланетных технологиях, и оснащенный мощным плазменным вооружением.
В играх Grand Theft Auto Liberty City Stories, Grand Theft Auto III, Grand Theft Auto: Vice City и Grand Theft Auto: San Andreas один из самых скоростных представителей автомобильного парка называется Банши (Banshee).
Во вселенной Warhammer 40000 раса Эльдар имеет подразделения «Воющих Банши», женские отряды для близкого боя, наносящие дополнительный урон звуковыми атаками.
В игре Disciples II - один из юнитов, яркий образ призрака плачущей и стенающей девушки.
В игре Проклятые земли встречаются очень мощные враги под названием банши, которые выглядят как призраки в чёрных балахонах.
В игре Fable II банши как плачущая женщина, порождающая злых существ с душами детей, встречается в Призрачных Топях. Является очень сильным противником.
В игре Mass Effect 3 банши являются представителями расы азари превращенными в монстров Жнецами и имеющими редкое генетическое отклонение, называемое ардат-якши.
В серии Dungeons and Dragons заклинание «Крик Банши» является одним из самых сильных атакующих заклинаний, моментально убивающим всех врагов.
В игре StarCraft II: Wings of Liberty за расу терранов есть юнит - вертолёт «Банши», который имеет способность становиться невидимым.
В игре Heroes of Might and Magic V «Крик банши» - расовое умение некромантов, понижающее боевой дух и удачу армий противника. Банши также является одним из героев-некромантов, если игрок играет за этого героя - умение «Крик банши» будет усилено вдвое.
В игре League of Legends присутствует предмет Banshees veil, блокирующий 1 заклинание раз в 60 секунд.
В нескольких играх серии Mortal Kombat появляется персонаж по имени Синдел, являющийся банши.
В игре Warlords Battlecry III банши играет роль юнита-генерала расы Фей.
В игре Аллоды Онлайн банши встречается на аллоде Асээ-Тэпх, в задании, в котором её должны убить, так же есть местность, на которой обитают другие Баньши - плакальщицы.
В серии игр Halo Банши - боевая воздушная единица Ковенантов.

Музыка

«Siouxsie and the Banshees» (в переводе с искаж. англ. «Сьюзи и банши») - английская рок-группа.
В песне американской рок-группы Green Day – Peacemaker, упоминаются слова «Well, call off the Banshee..» (в переводе с англ. «Что ж, отзывай Банши»)

Ирландский фольклор богат на удивительные и интересные образы. Одним из самых ярких можно с уверенностью назвать банши. Кто такие банши и почему они появляются? Чем заканчиваются встречи людей с этими созданиями? Читайте далее!

Банши: значение слова и его происхождение

Для того чтобы понять значение этого слова, следует заглянуть в словарь. Произошло оно от английского banshee, которое, в свою очередь, является ближайшим родственником ирландского bean sidhe, что можно перевести как «женщина из потустороннего мира».

Разные имена одного персонажа

Интересен тот факт, что в разных частях Ирландии у банши разные имена. Конечно, самым распространённым является bean sidhe. Но, наряду с общепринятым обозначением существуют и локальные имена. Например, в таких графствах, как Типперэри, Мэйо и Лимерик, принято называть этого персонажа bean chaointe - «плачущая женщина». Кстати, иногда в Типперэри (а вместе с тем и в графствах Лиишь и Килкенни) банши называют бошентой. Жители юго-восточной части страны называют банши badhdh. Это определение банши обозначает женщину страшную, агрессивную и очень опасную. Стоит отметить, что этим же словом в эпоху Средневековья ирландцы называли богинь войны. На юге графств Уиклоу и Килдэр, Карлоу и Уэксфорде распространено имя bow. А вот в Уотерфорде банши принято называть bibe.

Происхождение образа

Так кто такая банши? Это персонаж ирландского фольклора, который появляется около дома человека, дни которого сочтены. Об этом, собственно, женщина-вестник и оповещает самого человека и его близких. Делает она это с помощью стонов, рыданий и криков. Вероятнее всего, говорят исследователи, миф о банши возник на основе старой традиции: когда-то на похоронах обязательно должна была присутствовать женщина, поющая специальную похоронную песнь. При этом женщина громко рыдала и причитала. Ещё одна версия гласит: понятие банши неразрывно связано с легендой о призраке убитой женщины. Согласно же третьей версии, это мать, погибшая во время родов.

У этого героя ирландского фольклора нет прямых аналогов в культуре и верованиях других народов. Исследователи предполагают, что корни этого образа уходят в кельтскую мифологию. Более 20 лет изучению образа банши посвятила Патриция Лайсафт, профессор Дублинского университета. В своих работах она отмечает, что сами ирландцы практически не задумываются о происхождении этого персонажа, они просто воспринимают его как данность. Однако Патриции удалось систематизировать данные о нём.

  1. Феи - это одно из мнений о том, кто такие банши, распространённое в литературе XIX-XX веков. Сегодня же это отождествление утратило свою актуальность. Дело в том, что феи - это существа общественные. Они живут группами, а образ их жизни похож на тот, что ведут люди. Банши же - создания одинокие, а вся их связь с людьми - это исключительно предупреждение о смерти.
  2. Призраки - мнение куда более распространённое. Некоторые ирландцы говорят о том, что банши - это призрак женщины-плакальщицы. Существует поверье, говорящее о том, что если при жизни плакальщица не выполняла своих обязанностей, то после смерти она непременно станет духом-вестником.
  3. Покровительница рода - главная версия. Согласно ей, банши - это прародительница семьи, своеобразный дух-покровитель. Похвастаться наличием такого духа могут только истинно ирландские семьи.

Внешний вид

Теперь, когда вы знаете, кто такие банши, предлагаем поговорить о том, как они выглядят. Внешний вид этих громкоголосых существ вызывает нешуточные споры даже сегодня. Кто-то говорит о том, что банши - это прекрасная девушка в длинном светлом плаще. На её голове - капюшон. Кому-то по душе версия, согласно которой дух появляется в образе морщинистой дряхлой старухи. Единственное, в чём не возникает сомнений, это волосы - принято считать, что они очень длинные и светлые, возможно, седые. Очень редко можно встретить описание с тёмными или красными волосами, в цветных одеждах. Согласно описаниям, плащ банши очень длинный. Редко в легендах упоминается обувь, принято считать, что дух предстаёт перед людьми босым.

Ирландские легенды

На сегодняшний день известны три основных сюжета, связанных с банши. Согласно первому, мужчина ночью случайно встречает призрака, принимает его за обычную женщину и пытается обидеть её. Существо отталкивает мужчину, при этом оставляя на его теле след пальцев и ладони.

Второй сюжет ирландских легенд гласит - мужчина встречает банши за стиркой. Он смеётся над ней и предлагает постирать и его рубашку. Есть две основные версии дальнейшего развития событий: дух может и впрямь постирать рубашку, незаметно сняв её с мужчины, а может и просто задушить смеющегося над ней воротником его же одежды. Третья легенда рассказывает о путнике, который возвращается домой и случайно сталкивается с банши, расчёсывающей волосы. Заполучив костяной гребень духа, путешественник возвращается домой, но вскоре хозяйка приходит за своей вещью, угрожает и требует вернуть.

Злые духи или простые вестники?

Вопреки распространённому мнению, исследователи ирландских легенд уверяют: банши - это не злобные привидения, а всего лишь вестники приближающейся смерти. Обычно завывания духа слышны только тому, кого ждёт гибель. Но бывают и случаи, когда жуткие крики слышны и другим людям. В этом случае должен умереть великий человек или самый уважаемый родственник.

Образ в культуре

Значение банши и её образ нередко использовали в мировой культуре. Так Рэй Брэдбери написал рассказ «Банши». Это же существо упоминалось и в романах Клиффорда Саймака. С плачем этого духа Чарльз де Линт сравнивал плач героини своей книги «Отведай лунного света». Появились странные существа и на большом экране. В 1970 году в прокат вышел фильм, который назывался «Плач банши». В 2006 году был снят ещё один фильм с этим созданием - «Музыка смерти». Ещё один фильм появился в 2008 году и выходил в нашей стране под названием «Ночная стража».

Компьютерные игры

Появляется персонаж ирландского фольклора и в компьютерных играх:

  • призрачные существа летают и оглушают всех своим криком в игре World of Warcraft;
  • банши - это одна из мощнейших боевых машин во вселенной BattleTech;
  • в мире GTA банши - это самые скоростные автомобили;
  • с банши знакомы и те, кто хоть раз играл в игру «Проклятые земли» - здесь так называют призраков в длинных чёрных балахонах;
  • появляется банши и в игре Mortal Kombat - здесь это Синдел.

Персонажи ирландских поверий и легенд, восходящих к древней кельтской культуре, уникальны и не имеют аналогов у других народов. В их числе — баньши — дух-покровитель ирландской семьи. Порой в ночной тиши над полями и холмами зеленой страны раздается зловещий вой, поражающий смертным ужасом сердца услышавших его. Это баньши оповещает о близкой смерти одного из жителей округи.

Баньши — существо уникальное, загадочное и неоднозначное в своих проявлениях. Нет единого мнения о том, что оно собой представляет. Но все согласны с тем, что баньши совершенно точно относится к женскому роду. Об этом свидетельствует и само ее родовое имя. Баньши -от ирландского bean sidhe — «женщина из сидхов».

Легенды рассказывают, что в незапамятные времена, когда земля была совсем юной и не существовало границ между мирами людей и богов, на зеленых просторах Ирландии жило могучее племя богини Дану. Этот народ — Туата Де Дананн — был искусен в ремеслах и науках, творил великие чудеса, владея магией друидов. Но однажды из-за моря прибыли Сыны Миля — предки нынешних ирландцев — и победили людей Дану.

Часть побежденных была вынуждена уплыть за Западное Море в Иной Мир, что зовется еще Равниной Счастья, Землей Вечной Юности или Яблоневым Островом. А другие остались в Ирландии, укрылись в глубине Волшебных Холмов, защищенные от людских глаз чарами невидимости. Их стали называть сидхами — народом Холмов.

Отношения между победителями и побежденными всегда оставались довольно враждебными и напряженными. И все же некоторые баньши настолько сблизились с новыми хозяевами зеленой земли, что стали духами-покровителями ирландских родов и отдельных семей, но не всех, а тех, в ком течет чистая кельтская кровь, без примеси саксонской, нормандской, датской… Эти фамилии, как правило, начинаются на «О» или «Мак». В отличие от славянских берегинь баньши не сближаются с людьми, предпочитают держаться от них несколько отстраненно.

В основном в их «обязанности» входит предупреждение о грозящей опасности, близкой смерти одного из членов семьи. Но если глава семейства, к которому баньши особенно привязана, покидает пределы Ирландии, не важно, один или с домочадцами, уезжая, скажем, в Америку или Австралию, она следует за ним.

Таких, дружественных к людям баньши чаще всего видят в облике юной девушки или молодой женщины с рыжими распущенными волосами, которые она расчесывает серебряным гребешком. Но бывают баньши брюнетки и даже блондинки. Одеты они обычно в белые, свободно ниспадающие одежды, реже на них серые, черные или зеленые платья. Баньши может явиться взору путника в виде невысокой опрятной седовласой старушки. А захочет — покажется серой вороной, облаком, кустом, тенью…

Но некоторые баньши остались враждебными к человеческому роду. Они являются людям в виде ужасных ведьм-вампирш с красными глазами либо уродливых дряхлых старух со спутанными волосами и в лохмотьях. Такие баньши живут в пустынной сельской местности, а ночью выходят на охоту, ловя запоздалых путников и выпивая кровь у парней и молодых мужчин. А попавшая в когти баньши женщина от ее укуса превратится в такое же чудовище. Эти злобные существа ненавидят все живое. Они без жалости убивают всех в округе, опустошая любую местность, где живут.

Роковые встречи в легендах…

В Ирландии известно немало легенд о встречах с баньши. Обычно они не сулят человеку ничего хорошего.

Один молодой фермер возвращался поздно ночью из соседней деревни, где играл в карты. Подходя к своей ферме, он увидел молодую женщину, которая, сидя на придорожном камне, расчесывала серебряным гребешком роскошные рыжие волосы. Парень попытался заговорить с ней, но красавица, как будто не слыша, продолжала свое занятие. Тогда он из озорства (хмель туманил голову) вырвал у женщины из рук гребешок, прибежал домой и лег спать.

Разбудил фермера ужасный вой, от которого кровь стыла в жилах. Это баньши явилась под окно и потребовала вернуть украденную вещь. Парень не решился взять гребешок в руки, захватил его каминными щипцами и, открыв окно, высунул их наружу. Сверкнула молния, дом потряс страшный грохот грома, нечеловеческая сила вырвала щипцы из рук. Утром фермер нашел под окном искореженное, обугленное железо. И понял, что если бы не догадался взять гребень щипцами, остался бы без руки.

Другая легенда рассказывает, как такой же фермер, встретив юную баньши, воспылал к ней страстью и попытался обнять ее. Баньши с такой силой толкнула фермера в грудь, что он в беспамятстве рухнул на землю. А на груди навсегда остался отпечаток багровой пятерни.

Часто баньши предстает в виде прачки, стирающей в ручье окровавленную рубашку человека, обреченного на смерть. Один мужчина, увидев такую картину, попросил прачку постирать и его рубашку. Она возразила, что его срок еще не пришел. Но мужчина продолжал настаивать. Тогда баньши рассердилась, взмахнула рукой -и приставала вдруг оказался без рубашки, которая непостижимым образом оказалась у волшебной прачки. Она простирнула ее в ручье — и рубашка снова оказалась на теле парня. Только ворот так сдавил его шею, что невозможно было дышать. Задыхаясь, он стал молить баньши о прощении. Вдосталь намучив его, она все же сжалилась и отпустила мужчину с миром.

…и наяву

«Сказки!» — скажете вы. Но как же быть со множеством случаев, когда реальные люди видели баньши или слышали ее вопль-плач?

В воспоминаниях леди Феншейв, жившей в 1625-1676 годах, есть рассказ о встрече с баньши. Это случилось, когда леди Феншейв гостила у леди Онор О’Брайн.

«Мы должны были остаться там на три ночи. В первую же ночь, около часа, меня разбудил голос. Я отдернула занавеску и в лунном свете увидела прислонившуюся к окну женщину в белом, с рыжими волосами и мертвенно-бледной кожей. Она что-то громко говорила с такими интонациями, которых я раньше никогда не слышала. И затем со вздохом, больше похожим на ветер, чем на дыхание, исчезла… Я была так испугана, что волосы у меня на голове встали дыбом и ночная рубашка упала с плеч. Я толкала и щипала своего отца, но он так и не проснулся во время этого происшествия, которому я стала свидетелем. Около пяти часов хозяйка дома пришла проведать нас и сказала, что не ложилась всю ночь, потому что ее кузен О’Брайн, чьи предки были владельцами этого замка, попросил ее остаться в его покоях, и что он скончался около двух часов ночи».

В 1979 году как-то ночью Айрин Мак-кормик из Эндовера (графство Хэмпшир, Англия), находясь в спальне, на втором этаже своего дома, услышала вдруг «ужаснейший, завывающий звук». И тут же внизу, в гостиной, заскулил перепуганный пес. Женщина забрала собаку наверх, и они вместе дождались рассвета. А утром пришло извещение для мисс Маккормик с просьбой прибыть в Винчестерскую больницу, где лежала при смерти ее мать. Когда Айрин добралась до больницы, мать была уже в коме и вскоре умерла.

Бостонскому бизнесмену Джеймсу О’Барри, происходившему из древней ирландской семьи, эмигрировавшей в Массачусетс в 1848 году, довелось слышать крик баньши несколько раз. Впервые это случилось в раннем детстве. Впервые он услышал голос баньши, когда был еще маленьким мальчиком.

— Как-то утром я лежал в постели и услышал странный звук — как будто рыдания безумной женщины, — вспоминал Джеймс. — Была весна, голубое небо, за окном щебетали птицы. Когда я встал и спустился к завтраку, у кухонного стола сидел мой отец со слезами на глазах. Я прежде никогда не видел, чтобы он плакал. Мама сказала мне, что они только что узнали, что в Нью-Иорке умер мой дедушка. Смерть его была полной неожиданностью.

В 1946 году О’Барри служил офицером при штабе ВВС США на Дальнем Востоке. В 6 часов утра он был разбужен низким воющим звуком.

— На сей раз я моментально понял, что это такое, — рассказывал Джеймс. — Я сел в кровати, мои волосы встали дыбом. Звук становился все громче, усиливаясь и затихая, как сирена воздушной тревоги. Потом он замер, и я ощутил ужасную подавленность, потому что понял, что умер мой отец. Через несколько дней я получил подтверждение.

— Я лежал в постели и читал утреннюю газету, когда уши мои заполнил ужасающий вой, — свидетельствовал бизнесмен. — Я сразу вспомнил о жене, маленьком сыне, двух моих братьях и подумал о том, чтобы это не был кто-нибудь из них!

Но на этот раз баньши оплакивала не смерть кого-либо из членов его семьи, а гибель хорошего знакомого О’ Барри -президента Джона Кеннеди.

Любопытный эксперимент в начале 1990-х годов провел ирландский радиоинженер О’Нил. Он сам слышал плач баньши, когда умерла его младшая сестра. После этого О’Нил соединил с чувствительным микрофоном обыкновенный медицинский фонендоскоп, и прибор всегда был у него под рукой. И когда спустя много лет в больнице от рака умирала мать О’Нила, он, услышав снова этот плач, вставил в уши трубки и записал звуки на магнитофон. В своей статье О’Нил честно упоминает, что воспользовался открытием пермского врача Геннадия Крохалева, который не только фотографировал видения больных, но и с помощью того же фонендоскопа прослушивал их акустические галлюцинации.

Как говорится, против науки не попрешь. Поневоле вспомнишь слова великого английского драматурга: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».

Виктор МЕДНИКОВ

Поделиться