Квест-урок: как разработать и где взять готовые образцы. Квест по русскому языку Сценарии квестов по русскому языку

Тема внеклассного мероприятия : Игра-квест по русскому языку

Цель: выявить и обобщить знания учащихся по русскому языку по разным разделам языкознания; развивать память, смекалку, сообразительность, творческие способности, умения и навыки учащихся сплочённо работать в команде; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, доброжелательности, интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями по станциям (7), «отправлялки»-загадки для команд на стации, тетрадные листы, ручки шариковые.

Ход мероприятия:

I Оргмомент

Команды в составе 6 человек каждая получают у организатора мероприятия «отправлялки» - четверостишия, которые команды должны разгадать и отправиться на отгаданную станцию, где получают определённое задание, которое должны выполнить. Затем команды получают очередную «отправлялку» и двигаются на следующую станцию.

II Проведение мероприятия

1 станция – «Лексическая»

Вы видите шесть букв - Д О К О С А. Какие различные слова - имена существительные - сумейте прочитать и записать. Читать разрешается в разных направлениях, буквы читать подряд. Ваша задача – чтобы получилось как можно больше слов!

Ответ:

око, сок, ас, оса, док, коса, сад, садок, осадок, код, дока

2 станция – «Фразеологическая»

Хорошо ли вы знаете фразеологизмы русского языка? Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов со словами «ГЛАЗ» или «ГЛАЗА».

Ответ:

Глаза разгорелись

Хоть глаз выколи

В глазах темно

Говорить за глаза

Глазом не моргнуть

Глаза на лоб полезли

Глаза разбегаются

Глаза разгорелись

Попался на глаза

Куда глаза глядят

Глаза на мокром месте

Хлопать глазами

Есть глазами

Вырасти в глазах

Строить глазки

Смотреть правде в глаза

С глаз долой

3 станция – «Корректорская»

Исправьте ошибки. Отредактируйте данные предложения и запишите. Каждое предложение - 1 балл:

1) Если я вас обидел, то извиняюсь.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Ихний сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то замечаю, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть его электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг очутюсь в полной темноте.

Ответы:

1) Если я вас обидел, то извините.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом того, кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Их сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то заметил, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть свою электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг смогу очутиться в полной темноте.

4 станция – «Шуточная»

Ответьте без подготовки на шуточные вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл:

1) Какая соль не имеет вкуса? (нота)

2) Чем заканчивается день и ночь? (ь)

3) Какой ячмень нельзя посеять? (на глазу)

4) Какое государство можно носить на голове? (Панама.)

5) На какой вопрос нельзя ответить «да»? (вы спите?)

6) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое)

7) Какую строчку не может прочесть никто? (шов)

8) Как большой дом превратить в маленький? (дом – домик)

9) Какая из нот не нужна для компота? (соль)

10) Из какой посуды ничего нельзя есть? (из пустой.)

11) Какие очки нельзя надеть? (баллы)

12) Что стоит посреди земли? (буква М)

13) Какой наряд нельзя примерить? (дежурство в армии)

14) Чем заканчивается лето и начинается осень? (буквой О)

15) Какой город летает? (Орёл)

16) Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (кот)

17) Что в арбузах, помидорах, огурцах есть, а в дынях и тыквах нет? (буква Р)

18) В названии какого города содержится одно мужское имя и сто женских? (Севастополь)

19) Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими?

(Твое имя.)

20) Что легче - килограмм ваты или килограмм железа?

(Одинаково - оба по килограмму.)

5 станция – «Морфологическая»

Найдите среди четырёх слов, стоящих в одном ряду, одно лишнее. Объясните – почему. За каждый правильный ответ – 1 балл, за ответ и объяснение – 2 балла:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы.

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе.

3) Баку, мозоль, георгин, помидор.

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы.

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь.

6) Тюль, трель, капель, оттепель.

Ответы:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы. (Башмак может стоять в единственном числе)

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе. (Сочи – мужского рода)

3) Баку, мозоль, георгин, помидор. (Мозоль – женского рода)

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы. (Брюки не имеют единственного числа)

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь. (Боль – женского рода)

6) Тюль, трель, капель, оттепель. (Тюль – мужского рода)

6 станция – «Ребусы – Шарады»

Отгадайте шарады. Каждая правильная отгадка – 1 балл:

Шарада 1

С твёрдым Л я на стене

(Книги, например, на мне),

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите.

Ответ: полка – полька

Шарада 2

Я с Л смягчённым под землёй

Бываю каменным и бурым,

А с твёрдым – в комнате любой

В геометрической фигуре.

Ответ: угол – уголь

Шарада 3

Я – сборник карт; от ударенья

Зависит два моих значенья.

Хочу – преображусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани.

Ответ: атлас – атлас

Шарада 4

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

Я тут же превращусь в конфету.

Ответ: ирис – ирис

Разгадайте ребусы на картинках. За каждый отгаданный ребус – 1 балл.

Ответы:

1) косы

2) тигр

3) стрекоза

4) аист

5) русский

6) узор

7 станция – «Поэтическая»

За три минуты подобрать рифму к данным словам и составить с ними четверостишие. Задание оценивается до 10 баллов:

ЗИМА

МОРОЗ

СНЕГ

IV Подведение итогов

После прохождения всеми командами семи станций организатор мероприятия (жюри) собирает задания с ответами команд по станциям, подсчитывает баллы, подводит итоги и определяет победителя игры.

Урок-квест — это занятие, которое проходит в игровой форме. Если все правильно организовать — в восторге будут как ученики, так и педагог. Что нужно учесть и где посмотреть примеры готовых квестов — читайте дальше.

ФОРМАТ

— Урок на свежем воздухе. Для этого нужно выйти на улицу (парк, школьный двор или же поехать на какую-то экскурсию), где дети будут искать различные подсказки и предметы, чтобы потом, собрав их, решить головоломку, найти клад или ответить на вопросы.

— Урок в замкнутом помещении. Принцип квеста — найти выход. Дети должны выполнить ряд тех или иных действий, чтобы найти ключ и спастись.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КВЕСТА

— Цель. Это и есть основа квеста. И если вы определите ее, как «Изучение феодального строя в Западной Европе», вряд ли это «сработает». Другое дело — «Спасти франкское крестьянство и помочь им в борьбе за свои права с феодалами-кровопийцами». Квест-урок должен напоминать игру, пройдя все этапы которой вы достигнете определенной цели, выполните важную миссию.

— Роли. Класс нужно разделить на определенные группы (в зависимости от тематики квеста). Каждая из групп изучает свои обязанности, права, ситуацию, в которой находится, и цель, к которой стремится. Добавить «перца» необходимость конкурировать между собой.

— Загадки и головоломки. Подготовка этих составляющих займет больше всего времени, потому что это должны быть не просто вопросы, а креативные задачи, для решения которых необходимы знания.

— Правила. Все участники квеста должны четко знать правила и не нарушать их.

— Сюжет. Квест-урок — это не просто викторина или игра в «Брейн Ринг». Это, как мы уже писали, игра. С целью, миссией и развитием событий.

КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
Здесь все зависит, где именно будет происходить урок-квест. Если на улице — то можно ввести в урок элементы спортивного ориентирования. Если это урок ботаники — хорошо провести его в лесу или парке. Если это история — можно организовать экскурсию, в ходе которой привлечь детей к игре, чтобы факты воспринимались легче и интереснее.

Еще один вариант — поездка в музей , в котором дети должны внимательно слушать гида и рассматривать экспонаты, ведь потом это понадобится для нахождения подсказок.

ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КВЕСТ-УРОКОВ

— Слишком большое количество участников. Если участников много, вряд ли удастся всех привлечь к игре в полной мере. Поэтому некоторым ученикам может стать скучно. Каждый участник квеста должен принимать активное участие в заданиях. Поэтому разделение на команды – самый лучший выход.

— Перенасыщение. Когда вы, продумывая квест, хотите «запихнуть» в него как можно больше — игра в итоге может оказаться затянутой и дети утомятся. Придерживайтесь золотой серединки.

— Слишком сложные задачи. Конечно, квест предполагает преодоление трудностей и «кипение мозгов», однако если со сложностью задач переборщить, ученикам может стать просто неинтересно.

Интеллектуальный марафон

Игра-квест по русскому языку

Цель: выявить и обобщить знания учащихся по русскому языку по разным разделам языкознания; развивать память, смекалку, сообразительность, творческие способности, умения и навыки учащихся сплочённо работать в команде; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, доброжелательности, интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями по станциям (7), «отправлялки»-загадки для команд на стации, маршрутные листы, тетрадные листы, ручки шариковые.

Ход мероприятия:

I Орг.момент

Команды в составе 6 человек выстраиваются на общую линейку. Каждая команда представляет свою команду: девиз, название. Потом получают у организатора мероприятия «отправлялки» - четверостишия, которые команды должны разгадать и отправиться на отгаданную станцию, где получают определённое задание, которое должны выполнить. Затем команды получают маршрутные листы и двигаются на следующую станцию.

II Проведение мероприятия

- Здравствуйте, ребята!Сегодня мы с вами проведем интеллектуальный марафон по языкознанию и посмотрим, кто лучше знает наш богатый и могучий русский язык!

А сейчас прошу капитанов представить свои команды.

Спасибо, команды представлены, а теперь за дело!!! (организатор раздаёт каждой команде «отправлялки»-загадки, и команды движутся на отгаданную ими станцию)

1 станция – «Теоретическая»

Ответить на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл

  1. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
  2. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
  3. Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)
  4. Какой знак необходимо поставить в словах из сказки «12 месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»? (Запятая.)
  5. Какая часть речи самая немногочисленная и включает в себя всего несколько десятков слов? (Числительное.)
  6. В каком слове букв больше, чем звуков?: Язык, маячить, объём, меньше (Меньше)
  7. Что такое звательный падеж? Чем он является в наше время?
  8. Определите одушевленными или неодушевленными являются существительные мертвец, покойник, труп, умерший. (Ставим в В.п и Р.п – если совпадают, то одушевл.

Мертвец –одуш, покойник – одуш, труп – неодуш, умерший – одуш)

  1. Каково происхождение слова мешок? (от слова мех+ суффикс ок, так как раньше мешки шили из кожи животных)
  2. 10. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся. (смеяться, рваться, стараться, бояться, слезится и др)

2 станция - «Корректорская»

Исправьте ошибки. Отредактируйте данные предложения и запишите. Каждое предложение - 1 балл:

1) Если я вас обидел, то извиняюсь.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Ихний сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то замечаю, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть его электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг очутюсь в полной темноте.

1) Если я вас обидел, то извините.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом того, кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Их сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то заметил, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть свою электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг смогу очутиться в полной темноте.

3 станция – «Морфологическая»

Найдите среди четырёх слов, стоящих в одном ряду, одно лишнее. Объясните – почему. За каждый правильный ответ – 1 балл, за ответ и объяснение – 2 балла:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы.

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе.

3) Баку, мозоль, георгин, помидор.

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы.

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь.

6) Тюль, трель, капель, оттепель.

Ответы:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы. (Башмак может стоять в единственном числе)

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе. (Сочи – мужского рода)

3) Баку, мозоль, георгин, помидор. (Мозоль – женского рода)

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы. (Брюки не имеют единственного числа)

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь. (Боль – женского рода)

6) Тюль, трель, капель, оттепель. (Тюль – мужского рода)

4 станция – «Стихотворная»

Из предложенных карточек-слов составить отрывок из известного стихотворения. Назвать автора, название.(3 балла)+ собрать картинку по данному произведению (1 балл)

Ответ: М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

5 станция – «Творческая»

За три минуты составить мини-рассказ на тему (по выбору)- 5 баллов:

Шел в городе слушок про мыльный порошок…

По реке плыла кастрюля…

6 станция - «Морфемно-синтаксическая»

Задание 1. Перед вами отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:

Сколько в нем имен прилагательных? Какую синтаксическую роль они выполняют?

(за каждый правильный ответ 1 балл)

Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмёт, пылая и дрожа.

Ответ: 4 прилагательных

Легкий – определение

Быстр и волен, свежа - сказуемые

Задание 2. Сколько окончаний – О встретилось в следующем отрывке?

(За каждое правильное слово 1 балл)

Весло везло осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло.

Ответ: 8 (весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло)

7станция - «Итоговая»

На этой станции командам предстоит пройти последнее испытание: написать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву, например, С

IV Подведение итогов

После прохождения всеми командами семи станций организатор мероприятия (жюри) собирает задания с ответами команд по станциям, подсчитывает баллы, подводит итоги и определяет победителя игры.

Предметные недели, ежегодно проводимые в школах, давно и справедливо считаются эффективной внеурочной деятельностью, способной привлечь внимание учащихся, мотивировать их к изучению того или иного предмета, заставить по-другому взглянуть на вроде бы давно знакомую науку.

Разрабатывая сценарии предметных недель, мы придерживаемся нескольких принципов.

Во-первых, задания подбираются и составляются совместно с учащимися. Такой подход позволяет, с одной стороны, максимально вовлечь школьников в образовательный процесс, с другой, обеспечивает преемственность в обучении: например, старшеклассники готовят упражнения для более младших классов и даже проводят у них уроки.

Во-вторых, предлагаемые задания обязательно должны быть связаны с реальной языковой ситуацией. Так, на уроках далеко не всегда уместно анализировать рекламный слоган или газетный заголовок, несмотря на то, что эти речевые жанры являются неотъемлемой частью современной лингвистической среды. Наоборот, предметная неделя, как особая форма работы с учащимися, дает массу возможностей для использования названных примеров. Как правило, такой нестандартный языковой материал привлекает внимание учащихся, мотивирует их к изучению предмета, развивает лингвистический вкус и, что очень важно, соотносит в их сознании русский язык как школьный предмет и русский язык как средство общения в реальной жизни.

И, наконец, при продумывании заданий для Филологической Недели необходимо использовать метапредметный подход. Точек пересечения здесь может быть множество: русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка (как классическая, так и современная), кинематограф, журналистика, рекламоведение и даже компьютерные игры.

Так, в 2012–2013 учебном году предметная Неделя русского языка и литературы была построена как пятидневный квест (от англ. quest – один из основных жанров компьютерных игр , представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком; при этом важнейшими элементами игры являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий [Википедия]). Заметим, что фактически такой формат работы (коллективное выполнение заданий на протяжении нескольких дней) не является инновационным, однако его позиционирование как квеста сразу интригует учащихся.

В начале каждого дня классы получали свои маршрутные листы , которые заполнялись по мере выполнения заданий и затем сдавались организаторам.

Центральным событием дня являлся один масштабный конкурс, актуализирующий тот или иной аспект изучения филологических дисциплин:

Название конкурса Идея конкурса
“Отгадай иллюстрацию”. Конкурс для учащихся начальной школы. На стенде вывешиваются пронумерованные иллюстрации ребят к произведениям мировой литературы. Необходимо угадать произведение и автора.
Викторина “Звучащая классика” (опера). В фойе школы воспроизводятся отрывки из опер, написанных по мотивам произведений русской литературы. Участникам необходимо угадать автора, название оперы и литературный источник.

Варианты заданий:

  • ария Садко из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”;
  • ария Звездочета из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Золотой петушок”;
  • первая песнь Бояна из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”;
  • ария Земфиры из оперы С.В. Рахманинова “Алеко”;
  • ария Бориса из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”;
  • ария Ленского из оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”;
  • ария Лауры из оперы А.С. Даргомыжского “Каменный гость”;
  • ария Германа из оперы П.И. Чайковского “Пиковая дама”.
Викторина “Звучащая классика”-2 (романсы). В фойе школы воспроизводятся отрывки из романсов, написанных на стихотворения русских поэтов. Участникам необходимо угадать литературный источник и, возможно, композитора.

Варианты заданий:

  • “Выхожу один я на дорогу…” (музыка Е. Шашиной, стихи М.Ю. Лермонтова);
  • “И скучно, и грустно…” (музыка А.С. Даргомыжского, стихи М.Ю. Лермонтова);
  • “Что в имени тебе моем?” (музыка В. Чистякова, стихи А.С. Пушкина; романс из к/ф “Прощание с Петербургом”);
  • “Я помню чудное мгновенье…” (музыка М.И. Глинки, стихи А.С. Пушкина);
  • “Не здесь ли ты легкою тенью…” (музыка П.И. Чайковского, стихи А.А. Фета).
Викторина “Звучащая классика”– 3 (современная музыка). В фойе школы воспроизводятся отрывки из современных музыкальных композиций, написанных на стихотворения русских поэтов. Участникам необходимо угадать литературный источник и современного исполнителя.

Варианты заданий:

  • “На заре ты ее не буди…” (стихи А.А. Фета, исполняет Макс Покровский (“Ногу свело”), композиция из к/ф “Азазель”);
  • “Я сижу у окна…” (стихи И. Бродского, исполняет Диана Арбенина);
  • “Москва” (“Да! Теперь решено. Без возврата…” (стихи С. Есенина, исполняет Земфира (или группа “Монгол Шуддан”));
  • “Маяк” (стихи В.В. Маяковского (“Лиличке!”), исполняет группа “Сплин”);
  • “Apres Moi” (стихи Б. Пастернака (“Февраль! Достать чернил и плакать…”, исполняет Регина Спектор (Regina Spector)).
“Исправь рекламщика”. Для данного конкурса необходимо подобрать и распечатать примеры рекламных объявлений и вывесок, составленных с ошибками различного типа. Учащимся предлагается увидеть и объяснить эти ошибки, а также предложить свой вариант текста.

Важно подбирать примеры не только с обычными орфографическими ошибками (вывеска “АДВАКАТ” , название магазина “Курочька” ), но и тексты, неудачные с коммуникативной точки зрения, рождающие двусмысленность (“Поезд Москва – Владивосток. 40 лет в пути” – реклама РЖД, рекламная вывеска “ЛАДА по цене завода” и т.д.).

“Игра в портреты”. По школе развешаны пронумерованные портреты писателей и поэтов (как отечественных, так и зарубежных).

Задача участников – отгадать, кто изображен на портрете. Дополнительные баллы получают те, кто также указал произведения, созданные этим автором.

Отметим, что по окончании конкурса важно прикрепить к каждому портрету действительные имена авторов.

В дополнение к главному мероприятию в рамках предметной Недели проводились выставка иллюстраций к художественным произведениям “Дети рисуют классику”, “Уроки письма”, занятия, подготовленные старшеклассниками для младших учащихся, открытые уроки и мастер-классы учителей русского языка и литературы, тематические экскурсии.

Началась Неделя вечером русского романса и любовной лирики, подготовленным совместно с преподавателями музыки, а заключительным мероприятием стало заседание Литературного клуба на тему “Хогвартс: реальность или утопия?”.

Безусловно, организация такой предметной недели требует серьезных временных затрат и подразумевает совместную работу преподавателей различных дисциплин. Но, как показывает обратная связь, учащиеся по достоинству оценили проведенные мероприятия, особенно отметив нестандартность и разноплановость заданий:

“Больше всего мне понравилось угадывать портреты писателей и поэтов! Ходишь по всем этажам, выискиваешь… Это здорово!” (Лида, 6 класс).

“Очень необычно было, когда включили современные песни! Мы не ожидали такого поворота событий!” (Учащиеся 9 класса.)

“Самый интересный конкурс – “Исправь рекламщика”. Мы такие ошибки очень часто встречаем в обычной жизни, но не всегда задумываемся над ними, не анализируем. И вообще, задания интересные. Получился действительно квест!” (Учащиеся 10–11 классов.)

Как нам представляется, подобная предметная неделя является замечательным примером реализации метапредметного подхода в обучении, а также служит стимулом для развития интереса учащихся к изучаемым в школе филологическим дисциплинам.

Сегодня у нас большой мастер-класс от Эйрене Теракойя. Будет и теория, и практика! Мы разберемся с тем, как подготовить квест, какой тип квеста выбрать, чем будет отличаться подготовка урока для младших школьников, дошкольников и подростков. А затем на примере конкретного урока посмотрим, как можно превратить в квест обычную тему из учебника. С поиском сокровищ и пиратскими приключениями всё понятно. А как построить урок-квест вокруг темы "Родительный падеж"? :) Все задания к уроку можно будет скачать по ссылке в конце поста. Передаю слово автору!

Организация уроков-квестов в школе имеет недолгую историю. Это произошло в момент, когда учителя начали внедрять в своих классах технологию проблемного обучения . Автором данного подхода является американский учитель Джон Дьюи, который был уверен, что школа обязана быть миниатюрной моделью общества, в доступной форме помогающая детям справляться со сложными задачами, ситуациями и явлениями. Он ввел в учебный процесс деловую игру, в которой детям для получения желаемого результата было необходимо проявлять упорство, трудолюбие и самостоятельность для обретения необходимых знаний.

Что же такое урок-квест?
Урок-квест - это урок, который проходит в игровой форме с применением технологии проблемного обучения. Все уроки данного типа построены на следующих принципах:

1. Наличие проблемы.

Усвоение материала происходит эффективнее, если ребенок удивлен и заинтригован.

2. Развлекательный характер.

Усвоение знаний должно приносить удовольствие.

3. Связь с жизнью и желаниями детей.

Усвоение знаний очень сильно зависит от активности и интереса ученика.

4. Сюжет, задания, правила и критерии победы.

Цель любого квеста - это выполнить последовательность заданий и, следуя правилам, достичь цели.

Точной классификации уроков-квестов в педагогике пока нет, но для себя я выделяю следующие форматы таких уроков:

1.Походы . Уроки, где ученикам предлагается путешествовать с места на место, от одного задания к другому. Дети ищут предметы, подсказки, улики или элементы головоломки, которые нужно собрать воедино, чтобы победить. Эти уроки требуют просторного помещения или могут быть перенесены в условия парка или города.

Самый популярный пример - поиск пиратского клада.

2.Запертая комната. Это уроки, которые построены по принципу «выберись из комнаты/лабиринта». Детям нужно выполнить ряд заданий или последовательных действий, чтобы найти ключ и спастись. Эти уроки обычно требуют помещения с видеонаблюдением и возможностью общения с куратором игры, например, посредством громкой связи. Обязательным минимумом является наличие запирающих механизмов типа сейфа или чемодана с кодом.

Популярный пример квеста - попытка спасения из подземелья замка.

3.Конструкторы. Это уроки, где детям для получения желаемого нужно скрыть следы какого-нибудь проступка. Предметы обычно обладают достаточно крупными размерами и прочностью, чтобы их можно было просто унести, спрятать или уничтожить. Поэтому детям необходимо выполнить определенную последовательность заданий или действий, чтобы найти способы для достижения цели.

Классический квест данного типа: уборка комнаты перед приездом родителей из отпуска.


Этапы урока-квеста по сути не отличаются от общепринятых в классической педагогике. Организационный, мотивационный, усвоение новых знаний, закрепление, рефлексия… Но есть нюансы!

Первый этап урока — адаптация. Это момент, когда ребенок из своей повседневной жизни переходит в режим игры. Задания на этом этапе делаются очень легкими, чтобы дети сразу попали в ситуацию личного успеха и почувствовали вкус легкой победы.

Затем идет завязка. События становятся более динамичными, а задания более сложными. Дети должны активно действовать. Очень важно, чтобы задачи данного этапа были командными, чтобы игроки взаимодействовали друг с другом.

Третий этап - это кульминация. Самые сложные задачи, самый высокий темп в развитии сюжета. Именно в этом момент может включиться будильник - механизм самоуничтожения сокровищ, прозвучит радиооповещение об экстренной эвакуации с планеты, родители постучатся в дверь и т.д.

Последний этап — финал. Он должен быть четко прописан. Иначе все труды и старания полетят в помойку. Победа должна быть максимально эффектной!

Стандартные ошибки.

1.Большое количество участников.

Залог успешности квеста - вовлеченность всех детей в игру. С большой группой учителю крайне сложно контролировать активность каждого участника. Нельзя, чтобы над решениями думали только 1-2 человека, а остальная группа волочилась за активистами без дела. Эта проблема легко решается делением на команды и привлечением родителей.

2.Желание «успеть побольше».

Учителя хорошо знают цену времени, поэтому стараются дать детям максимум информации и полезных упражнений. Такая позиция в отношении квестов - это почти абсолютная гарантия затянутости и быстрой детской утомляемости. В вашем арсенале должно быть не больше 5-7 заданий. Лишнее время посвятите рефлексии и обменом впечатлений.

3.Сценарии со сложным техническим исполнением.

Технически сложные для реализации в жизни задания (механизмы, длинные последовательности действий, каскады головоломок) с большой вероятностью дадут сбой. Кроме того, они требуют много времени на подготовку и отладку. Задания должны быть простыми в исполнении.

Планирование урока. Обычно я провожу уроки-квесты на дни рождения учеников. Именинник или его родители выбирают тему, а я готовлю материал, исходя из программы, по которой занимается ребенок. Это весьма забавная традиция. Дети всегда стараются выбрать заковыристые и трудновыполнимые темы. Но сегодня тему урока выбирали учителя. Передо мной стоит цель немного попрактиковаться с детьми в употреблении родительного падежа в рамках темы: «Состав семьи» .

ПЕРЕХОДИМ К НАШЕМУ КВЕСТУ!

Урок - 45 минут.

Ученики : младшие школьники (1-2 класс) с разным уровнем владения русским языком. Умеют читать, но не сильно любят. Даже текст из 10 предложений, записанных на одной странице, может вызвать страх или протест. Пишут печатными буквами. У детей есть опыт прохождения квестов.

Материалы:

- 10 файлов и 9 белых листов (задание 1)

- пакет с предметами: пенал, линейка, ластик, точилка, карандаш, ручка (задание 2)

- конверт (задание 3)

- розовая сумка (задание 4)

- настоящие апельсины, изображения апельсинов, игрушечные апельсины, оранжевые мячики, веревка, бубен, колокольчики (задание 5)

- журнал, кот (задание 6)

Ход игры:

Дети входят в класс, в котором перевернуты несколько стульев, корзина с мусором, а на полу опрокинуты несколько предметов, пакет и валяется десять файлов с белыми листами. Учитель недоумевает, кто мог сотворить такое безобразие. Нужно обязательно все исправить, найти проказника и сурово наказать. Вероятно, нарушитель порядка еще не успел сбежать/ находиться среди нас/оставил какие-то следы. Вы абсолютно уверены, что разбросанные кругом бумаги обронил виновник беспорядка, поэтому они помогут отыскать наглеца. Дети помогают поднимать листы. На одном из них находят задание.

Задание 1 (7 минут). Перед вами лист с изображениями членов семьи. У каждого человека отсутствует какая-то вещь. На задании изображена лишь тень. Дети должны найти картинку и ее силуэт. Учитель задает вопросы: «Кто это? Что это за предмет? Чего не хватает у мамы/папа/тёти/дяди/брата/сестры?» Задача преподавателя мотивировать детей правильно целиком проговорить структуру: «У мамы нет карандаша». После выполнения задания вы говорите, что все эти предметы были у вас в пакете. Поднимаете с пола пакет и вынимаете все предметы.

*** Я просила родителей детей выслать мне фотографии родственников, чтобы данная игра была более личной, понятной и более широкой в плане лексики. Мне хотелось сделать индивидуальные листы с предметами. Таким образом, у детей был бы стимул похвастаться и самостоятельно сказать: «А вот у моей мамы/папы/деда есть…», «А вот у твоего дяди/тёти нет…». Мои ученики это любят! Мы могли бы задействовать большее количество предметов, чтобы сразу включиться в коллективную работу. Но, увы, домашнюю работу не только дети игнорируют.

Задание 2 (3-5 минут).В пакете должны оказаться предметы из первого задания и рисунок. Этот рисунок должен быть ключом к разгадке тайны. На обратной стороне рисунка расположен текст. Преподаватель читает текст. Дети заполняют пропуски и определяют соответствие текста картинке. Ставим галочки рядом с верными предложениями и выписываем жирные буквы. Итак, слово «ПОЛ» - следующая подсказка.



Задание 3 (10 минут). Часть моего класса покрыта мягким полом. Это такие разноцветные плитки-паззлы из этиленвинилацетата. Если такого пола в классе нет, то вы можете спрятать подсказку под ковром или возле плинтуса. Мои ученики радостно бесятся и с удовольствием ломают пол. Так они находят конверт с паззлами. Дети вместе собирают паззлы. Чтобы их собрать, ребенок должен прочитать предложение и найти ответ. Для детей, которые путают родственников даны картинки. Вы просите разместить собранные строчки паззлов по порядку от 1 до 12. Я записываю на доске буквы, указанные в кружочках. И дети отправляются дальше на поиски розовой сумки.


Задание 4 (7 минут). В сумке ребята находят бирку с заданием. Обсуждаю с детьми возможные варианты. Правильный ответ: людей было только трое (дед, отец, внук). Можно взять другие похожие логические задачки, но я посчитала данное задание сложным. В рамках него дети обсудили не только решение, но и немного поболтали о родственных связях. И, конечно, дети стали искать место, где хранятся три апельсина.


Задание 5 (5-7 минут). Для того, чтобы игра была более захватывающей, я заменила в классе фотографии и картины с изображением апельсинов, принесла игрушечные апельсины из пластика и просто оранжевые мячики. Я дала детям минуту, чтобы насладиться разгромом класса. На самом деле, в тот момент, когда дети перестали на меня смотреть, я подошла к шкафу и незаметно дернула за веревочку. Со шкафа с грохотом (для эффекта я использовала бубен и колокольчики) упал пакет. Для правдивости пришлось отскочить, вскрикнуть и что-то промямлить про покушение. Детям в тот момент уже было не до меня. Из пакета вываливались те самые настоящие три апельсина и лист с заданием.

В этом задании дети отвечают на вопрос: «Чей?». (Этот домик пчелы/кролика/пса) Мы кратко коснулись вопроса о том, что животные тоже могут быть членами семьи. Дети записывают слово - они почти приблизились к разгадке. У одного ребенка даже возникла правильная мысль, но он не смог ее правильно сформулировать.


Задание 6 (8-9 минут). Я использовала для этого задания классный журнал. Можно было бы использовать любую периодику, но я решила, что картинки могут отвлечь детей.

В журнале лежала самодельная книга, которую дети должны были прочитать. Текст указывал на корзину. Я предложила детям выйти из класса и поискать корзину в холле. Я думаю, что вы догадались, кто сидел в корзине. Серый, усатый, слегка полосатый…. Конец.

P.S. Конечно, с последним заданием мне помогли мои коллеги, которые охотно согласились посторожить когтистое и пушистое животное. И, конечно, виновника наказывать никто не стал. Кот получил свои десять минут славы. Правда, от детского предложения «пусть поживет в классе» я вежливо отказалась.

Повторение данного занятия возможно, но только в случае отсутствия у всех участников учебного процесса аллергии на кошек. Надеюсь, вы получили удовольствие от знакомства с уроками-квестами.

Пишите комментарии, если у вас есть вопросы к автору. Если что-то осталось непонятным или хотети получить рекомендацию!
И, конечно, рассказывайте о своём опыте. Интересных вам уроков!

Поделиться