Бог грома и молнии у древних славян. Перун — славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. «пе­руно­вы стре­лы» и «го­лубые бе­реты»

Особое место в пантеоне языческих богов занимает Перун, космическое божество, бог грома, молнии, он почитался как бог-податель живительной воды. Языковые данные позволяют утверждать, что культа Перуна относится еще к общеиндоевропейской эпохе. Можно сказать, что Перун как бог грозы, молнии и грома почитался под сходными именами у значительной части индоевропейских племен, но трудно определить везде ли он расценивался как верховное божество. Первенство Перуна в Киеве оформилось очень поздно, почти одновременно с рождением Киевского государства.

Внимание киевских княжеских кругов к культу Перуна не подлежит сомнению. Е.В. Аничков в работе «Язычество и Древняя Русь» пишет, что Владимир посылает Добрыню учредить культ Перуна в Новгороде. По мнению исследователя, это служит доказательством того, что в Перуна не знали в Новгороде, и его культ должен был сплотить север и юг. Интересно, что после принятия христианства Владимир оказал Перуну особую честь: идола Перуна совлекли с Киевской горы и с эскортом в 12 дружинников проводили по Днепру до самых порогов, на остров, предположительно, Хортицу. На этом острове наши предки, возможно, и свершали обряды поклонения Перуну, о чем свидетельствуют археологические находки, сделанные в русле Днепра и на Десне. В 1975 г. Археологами был обнаружен древний моренный дуб, в ствол которого в правильном порядке было вставлено десять кабаньих челюстей. Предполагают, что этот дуб - священное дерево, которое служило для ритуальных обрядов. Характерной чертой ритуала, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которые ставили в древности идолы Перуна и его святилища.

Сварог и Дажьбог.

Еще одним божеством небесного пантеона славян был Сварог. Функционально Сварог связан с огнем и небесной сферой. В древности люди верили, что земной огонь порождается небесным. Бог, или дух огня почитался у всех славян. В славянской мифологии Сварог - бог небесного огня и податель культурных благ. Согласно верованиям славян, Сварог первый начал ковать железо и научил этому людей; установил законы моногамной семьи; сделал первый плуг и научил людей плужьему делу; победил змея; построил мощные укрепления.

Сварог по древнему преданию предается покою, предоставляя управление своим детям Сварожичу и Дажьбогу. В древнерусском пантеоне особенно тесные связи соединяли Сварога и Дажьбога, который считался богом солнца.

Со временем происходит расширение значения имени Дажьбога - божества солнца, которое стало пониматься как имя бога - подателя всех благ. Среди идолов различных богов, поставленных Владимиром в Киеве, не было Сварога и Сварожича, но стоял идол Дажьбога. Это подтверждает мысль, что культ Сварога был позднее вытеснен культом Дажьбога.


Религия древних славян. Перун - бог грома и молнии Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов. А главный подвиг Перуна состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь. Было у Перуна и своё дерево дуб, и любимый цветок ирис, который распускается, когда гремят первые грозы.




Даждьбог – бог Солнца Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца. Даждьбог значит «податель всех благ». Даждьбог ездит по небу в прекрасной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых лошадей с золотыми крыльями. А солнечный свет исходит от огненного щита. Ночью он пересекает Океан на ладье, запряжённой лебедями. Славяне верили, что бог Солнца поможет им.


Ярило Ярила бог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с идеей плодородия и весенней мощи. Иногда Ярила представал перед людьми весной мальчиком на молодом жеребце, летом взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью стариком на старом коне. Люди знали: пройдёт зима, и Ярила вернётся.




Лада – богиня любви Лада богиня любви, красоты и очарования. Лель был старшим сыном Лады, вторым сыном был Полеля бог брака. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь. Третий сын Лады Дид, бог супружества. Как и его брат Полеля, Дид всегда молод. Богиня Дидилия хранительница рода и детей также из семейства Лады.

Бог Перун - славянский Бог грома и покровитель воинов. Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг - «perendan», так же, как, например, Thursday (четверг) - день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами, и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун - бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.

Бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой. В «Книге Коляды» написано:

«Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец»

Еще в младенчестве Бог Перун вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц - Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся… Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей - живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр.

Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.

Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.

В.И. Даль пи­шет о нем так:

«В Бе­лорус­сии - это вы­сокий, пле­чис­тый го­ловач, чер­но­волос, чер­ноглаз, бо­рода зо­лотая, а в пра­вой ру­ке лук, в ле­вой кол­чан со стре­лами; он ез­дит по не­бу в ко­лес­ни­це, пус­ка­ет ог­ненные стре­лы».

Пе­рун по­ража­ет «гро­мовой стре­лой» - мол­ни­ей сво­его зак­ля­того вра­га Ве­леса, по­хитив­ше­го у Пе­руна скот. Бе­зус­пешно пы­та­ет­ся спря­тать­ся Ве­лес от «гро­мовых стрел» в де­реве, кам­не, в че­лове­ке, жи­вот­ных и во­де. И лишь в под­земном ми­ре Ве­лес об­ре­та­ет убе­жище.

Кресть­яне в Твер­ской гу­бер­нии еще на ру­беже XIX–XX ве­ков го­вори­ли так:

«Ес­ли Бог сжи­га­ет мол­ни­ей де­рево, то он же­ла­ет унич­то­жить чер­та, пря­чуще­гося в его вет­вях. Ес­ли мол­ния по­пада­ет в че­лове­ка, то толь­ко для то­го, что­бы убить спря­тав­ше­гося в нем чер­та. За это Он наг­ражда­ет уби­того на том све­те».

Древние славяне были язычниками до тех пор, пока князь Владимир не крестил Русь в 988 году. Однако процесс этот был длительным и болезненным, так как всех волхвов и тех, кто не желал отказаться от веры отцов и дедов, казнили. Огнем и мечом, как говорил летописец, в государстве насаждалась новая религия, предавалась забытью старая. Свирепый бог грома и молнии, главный персонаж в языческом пантеоне славян, ничего не мог сделать…

В XVII ве­ке Адам Ор­ле Арий в «Пу­тешес­твии в Мос­ко­вию и Пер­сию» пи­сал: «Нов­го­род­цы, ког­да бы­ли еще языч­ни­ками, име­ли идо­ла, на­зывав­ше­гося Пе­руном, т. е. Бо­гом ог­ня, ибо рус­ские на­зыва­ют огонь «пе­рун». На том мес­те, где сто­ял их идол, пос­тро­ен мо­нас­тырь, удер­жавший имя идо­ла и наз­ванный пе­руно­вым мо­нас­ты­рем. Бо­жес­тво это име­ло вид че­лове­ка с крем­ни­ем в ру­ке, по­хожим на гро­мовую стре­лу (мол­нию) или луч. В знак пок­ло­нения это­му бо­жес­тву со­дер­жа­ли не­уга­симый ни днем, ни ночью огонь, рас­кла­дыва­емый из ду­бово­го ле­са. И ес­ли слу­житель при этом ог­не по не­раде­нию до­пус­кал огонь по­тух­нуть, то на­казы­вал­ся смертью».

ПЕ­РУНО­ВО СВЯ­ТИЛИ­ЩЕ

Бог грома и молнии у славян, как и у эллинов, считался главным. Когда наступала весна, Перун, по преданиям, сверкая молниями, оплодотворял землю щедрыми дождями. А после этого выводил из-за черных туч ласковое солнце. Пробуждая после зимнего сна природу, бог будто в очередной раз создавал мир, поэтому его часто именовали творцом. Бог грома и молнии возбуждал страх и трепет, поскольку он был карающей силой. Наказывал смертных стрелой огненной, вызывающей пожары, а также посылал ливни, бури и град, голод, болезни, неурожай. Но были в его арсенале и громовые стрелы, которые падали с туч и глубоко входили в землю. Через определенное время (три–семь лет) они снова возвращались на земную поверхность в виде камней продолговатой формы темно-серого или черного колера. Это белемниты – сосульки, которые образовываются в песке от удара молнии. Их люди носили как талисман, который способен уберечь от пожара и грозы.

По­доб­ные пред­став­ле­ния о «не­гаси­мом ог­не» Пе­руна под­твержда­ют и дан­ные ар­хе­оло­гии. В.В. Се­дов в се­реди­не XX ве­ка рас­ко­пал под Нов­го­родом в уро­чище Пермнь круг­лую пло­щад­ку с ямой от стол­ба в цен­тре. Вок­руг пло­щад­ки имел­ся ров с вось­мью рас­ши­рени­ями, ко­торые, по мне­нию уче­ных, яв­ля­лись кос­три­щами для воз­жи­гания ог­ня.

Из­вес­тно, что в Нов­го­роде, как и в Ки­еве, идо­лы Пе­руна сто­яли на хол­мах. Так, в треть­ей нов­го­род­ской ле­топи­си (988 г.) мож­но про­честь: «… и треб­шца ра­зори и Пе­руна по­сече, что в ве­ликом Но­вег­ра­де сто­ял на Пе­рыни». Оче­вид­но, что Се­дов об­на­ружил древ­нее свя­тили­ще Пе­руна, о ко­тором шла речь в ле­топи­си.

На ки­ев­ском хол­ме идол Пе­руна сто­ял еще во вре­мена кня­зя Иго­ря. Как со­об­ща­ет ле­топись 945 го­да: «На сле­ду­ющий день Игорь приз­вал пос­лов и при­шел на холм, где сто­ял Пе­рун, по­ложил ору­жие свое и щи­ты, и зо­лото…». Да­лее идет речь о клят­ве, ко­торую да­ют ру­сы, зак­лю­чая до­говор с Ви­зан­ти­ей. Сог­ласно обы­чаю ру­сы кля­лись сво­ими бо­гами - Пе­руном и Ве­лесом.

Ли­тов­ский бог-гро­мовер­жец, Пер­ку­иас, по пре­данию так­же жил на вы­сокой го­ре, ко­торая так и на­зыва­лась Пер­кун-го­ра.

ПЕ­РУНОВ ДУБ, ПЕ­РО И ТА­БУ

Из жи­вот­ных Пе­руну пос­вя­щали ко­ня, а из де­ревь­ев - дуб. По всей об­ласти рас­се­ления древ­них сла­вян из­вес­тны наз­ва­ния воз­вы­шен­ностей и гор, на­зыва­емых пе­руно­выми. Из­вес­тны так­же наз­ва­ния «Пе­руно­ва ро­ща» и «Пе­рунов дуб». Имен­но в та­ких мес­тах и рас­по­лага­лись свя­тили­ща Пе­руна. Так, в да­тиру­емой 1302 го­дом дарс­твен­ной гра­моте га­лиц­ко­го кня­зя Ль­ва Да­нило­вича го­ворит­ся: «…а от той го­ры до Пе­руно­ва Ду­ба го­ре скло­не бысть вла­дени­ям епис­ко­па Пе­ремышль­ско­го». Как ви­дим, и вла­дения епис­ко­пов мо­гут ог­ра­ничи­вать язы­чес­кие то­пони­мы.

Объ­яс­не­ние зна­чения сло­ва «и­ерун» пред­став­ля­ет не­кото­рую слож­ность для сов­ре­мен­ных ис­сле­дова­телей. Так, В.И. Даль при­водит кры­латые вы­раже­ния на этот счет: «Ка­бы те­бя пя­руном трес­ну­ло!», «Кру­гом его, из об­ла­ков, гре­мящие пе­руны бле­щут». Даль при­водит од­но­корен­ные сло­ва: «пе­реть, по­пирать, пря». И в са­мом де­ле, сох­ра­нились вы­раже­ния: «ку­да прешь?», «впе­ривать взгляд», «пыр­нул но­жом». Оче­вид­но, они ука­зыва­ют на смыс­ло­вую бли­зость к за­быто­му сло­ву «пе­рун».

Не­кото­рые ис­сле­дова­тели пред­по­лага­ют, что Пе­рун про­ис­хо­дит от сло­ва пе­ро, от­сю­да пер­на­тый. Пред­по­лага­ет­ся, что в бы­лые вре­мена Пе­рун имел об­раз не че­лове­ка, а пти­цы (по­хожий об­раз: жар-пти­ца).

Од­на­ко дру­гие ис­сле­дова­тели ука­зыва­ют, что сло­во «пе­рун» яв­ля­ет­ся зву­копод­ра­жани­ем зву­ку гро­ма. В до­каза­тель­ство при­водят сла­вян­ские ана­логи Пе­руна: Пе­реру­на, Пе­реру­га, Пре­перу­да, При­ору­ша. Оче­вид­но, ис­тинное имя Бо­га-гро­мови­ка та­бу­иро­валось.

Внешность и атрибуты

Перун – славянский бог грома и молнии. У римлян он именовался Юпитером, у древних греков – Зевсом. Они и внешне похожи, и функции выполняли практически одинаковы. Но у наших предков он все же был ближе к людям, чем в Средиземноморье.

Бог грома и молнии у славян выглядел как статный и зрелый мужчина высокого роста. У него была длинная борода золотого оттенка и черные прямые волосы. Восседал он на пламенной колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, грохот которой арийцы считали громом, либо на лошади верхом. Всегда при нем был лук и колчан, наполненный стрелами. Также он мог иметь большую палицу, камни, топор. Священными животными Перуна являлись конь, тур (его облик бог часто принимал, когда путешествовал по земле), ворона и сорока.

Летописец Нестор утверждал, что идол бога Перуна, который Владимир воздвиг в Киеве во время своей первой религиозной реформы, был из дерева. Но голова его отлита из серебра и украшена золотыми усами. Бог покровительствовал воинам, правителям, но также его представляли как пахаря и кузнеца. Атрибутами Перуна был сошник и камень, символом – раскаленное железо и кипучая вода. Деревом главного бога считался дуб, из которого можно было добыть живой огонь, а цветком – голубой ирис. Именем Громовержца клялись, и нарушить эту торжественную присягу было никак нельзя, ведь это могло повлечь за собой гнев бога. Чтобы задобрить Перуна, ему приносили жертвы – домашнюю птицу (петуха), скот, а в более ранние времена и людей – пленных или детей.

«ПЕ­РУНО­ВЫ СТРЕ­ЛЫ» И «ГО­ЛУБЫЕ БЕ­РЕТЫ»

Глав­ным ору­жи­ем Пе­руна бы­ли стре­лы и то­поры, а так­же кам­ни пе­руно­вы (у по­ляков), на­зыва­емые ны­не бе­лем­ни­тами. Все эти пред­ме­ты язы­чес­ко­го куль­та с по­зиций древ­не­го пра­вос­ла­вия на­зыва­лись «бо­гомер­зки­ми ве­щами». Меж­ду тем ору­жие для древ­них во­инов име­ло боль­шую цен­ность. Бог гро­зы уже в ин­до­ев­ро­пей­ской тра­диции на­делял­ся во­ен­ной фун­кци­ей. На Ру­си он счи­тал­ся пок­ро­вите­лем во­ен­ной дру­жины и ее пред­во­дите­ля - кня­зя.

В хрис­ти­ан­ской тра­диции фун­кции Пе­руна час­тично пе­рехо­дят к Илье про­року. Не­даром этот свя­той и се­год­ня счи­та­ет­ся пок­ро­вите­лем де­сан­тни­ков. Мо­жет быть, нес­прос­та де­сан­тни­ки ку­па­ют­ся в фон­та­нах в свой день. Этим са­мым они не­воль­но ожив­ля­ют дав­нюю тра­дицию во­до­ос­вя­щения на Иль­ин день. «Ку­лач­ные бои», ко­торые так­же ре­гуляр­но ус­тра­ива­ют де­сан­тни­ки, на­поми­на­ют древ­ние мо­лодец­кие иг­ри­ща в честь Пе­руна.

Пер­во­началь­но в древ­ней ико­ног­ра­фии Илья про­рок изоб­ра­жал­ся на ко­лес­ни­це или на ко­не. Он по­ража­ет сво­им гроз­ным ору­жи­ем зме­евид­но­го вра­га, ко­торо­му со­от­ветс­тву­ет древ­ний Ве­лес, а в бо­лее поз­дних ва­ри­ан­тах ми­фа - Зми­улан. Та­ким об­ра­зом, Илья Му­ромец из рус­ских бы­лин име­ет все шан­сы счи­тать­ся пре­ем­ни­ком Древ­несла­вян­ско­го Пе­руна.

ПЕ­РУН И ИЛЬ­ИН ДЕНЬ

День вет­хо­завет­но­го про­рока Илии на­зыва­ют Иль­иным днем. Он от­ме­ча­ет­ся по но­вому сти­лю 2 ав­густа, а по ста­рому от­ме­чал­ся 20 и­юля. Кресть­яне в этот день ста­рались не ра­ботать. Они ве­рили, что то­го, кто на­рушит этот зап­рет, по­разит мол­ния. В цер­ковь в этот день при­носи­ли в ка­чес­тве жер­твоп­ри­ноше­ния ба­ранью но­гу, но­вый мед, ко­лосья све­жей ржи, зе­леный го­рошек. В этот день ос­вя­щали во­ду. Не­ред­ко про­води­лись ри­ту­алы с об­ли­вани­ем во­дой жен­щин. Как счи­та­ют ис­то­рики, эти ри­ту­алы в сво­ей ос­но­ве вос­хо­дят к язы­чес­ким куль­там, свя­зан­ным с вы­зыва­ни­ем дож­дя и да­же с че­лове­чес­ки­ми жер­тва­ми. Пос­ле Иль­ина дня зап­ре­щалось ку­пать­ся. До сих пор кое-где прак­ти­ку­ют­ся ри­ту­алы вы­зыва­ния дож­дя. Для этой це­ли от­лавли­ва­ют змею, раз­ру­ба­ют ее вдоль и ве­ша­ют на де­рево. В этих ри­ту­алах как в кап­ле во­ды прос­матри­ва­ет­ся ве­ра в древ­ний миф. Че­ловек, убив­ший змею, упо­доб­ля­ет­ся Бо­гу, убив­ше­му змея. По­доб­ное при­тяги­ва­ет по­доб­ное. И идет дождь. Иног­да для то­го, что­бы выз­вать дождь, на ок­ра­ине по­ля раз­во­дят кос­тер и ки­да­ют в не­го уби­тую змею. Оче­вид­но, та­кие дей­ствия вос­про­из­во­дят древ­ний ри­ту­ал пок­ло­нения Пе­руну.

бог грома и молнии у древних славян. по истории вопросы и получил лучший ответ

Ответ от Ёветлана Забелевская[гуру]

У Перуна мысли быстры,
Что захочет - так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
(К. Бальмонт)
ПЕРУН - Бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г. , кн. Святослав - 971 г.). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века). Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Верховный бог пантеона кн. Владимира - бог правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави.
Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!» («Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.
Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением.




4. Защитник Яви.
5. Податель мужской силы.
ссылка
ссылка

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: бог грома и молнии у древних славян. по истории вопросы

Ответ от Акжан Закариянов [активный]
Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.
У Перуна мысли быстры,
Что захочет - так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
(К. Бальмонт)
ПЕРУН - Бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г. , кн. Святослав - 971 г.) . Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века) . Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века) . Верховный бог пантеона кн. Владимира - бог правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави.
Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!» («Выплывай, Боже!») . Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну) . Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.
Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян) . Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением.
Итак, Перун, сын Сварога старший:
1. Бог грома и молний, как небесного огня
2. Покровитель воинов и княжеской дружины.
3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.
4. Защитник Яви.
5. Податель мужской силы.
ПЕРУН

Бог грома, бог молнии и бог погоды является часто высшим небесным богом, как, например, Зевс. Кронид или Кронион в Древней Греции или Перун у славянских народов, символом которого является булава.

Как «громовая стрела» или «алмазный скипетр » рассматривается в Индии и Тибете ритуальный предмет, используемый в тантрийском буддизме для того, чтобы «расколоть невежество и освободить познание» . В японской иконографии бог грома изображался в виде раскрашенной красным цветом фигуры бога Райина с венцом из восьми барабанов в виде бубнов. В общем и целом гром считается впечатляющим и реально осязаемым воплощением власти небесной сферы, которая, с одной стороны, угрожает человеку, а с другой — охраняет его от враждебных ему существ.

Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов

Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перуну приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка. Перуна представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы — золотыми. Главным оружием Перуна были камни, стрелы, а также топоры, являвшиеся предметами языческого культа.

Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Выращивались лен, конопля. Прошли века бурных исторических событий. Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу.

Раскаты грома, сильный дождь, молнии во все небо Даже современному человеку эти природные явления внушают некоторый страх. Представьте же, каково было людям, жившим на десять-пятнадцать веков ранее!

Тогда человек еще только начал овладевать природными тайнами, многое было ему непонятно. И все то, что нельзя было объяснить с точки зрения логики либо науки, он объяснял существованием сверхъестественных сил и богов. Бог грома и молнии являлся в те времена самым главным среди прочих божеств. Именно ему поклонялись более всего, его боялись и почитали.

Перун - бог грома, молнии и войны у славянских народов. Считалось, что он поражает тех, кто провинился или как-то прогневил его. Для того чтобы задобрить Перуна, в жертву ему приносили животных, а также вырезали на каждом доме символ в виде молнии. Имя его встречается во многих исторических источниках. К примеру, в Повести временных лет, написанной Нестором, Нептун упомянут более десяти раз. Бог грома и молнии у славян вызывал трепет и страх; говорили даже: Схвати тебя Перуном!, что означало пожелание бед и несчастий.

Люди верили, что Перун карает за несоблюдение особых законов. Считалось, что на тех, кто ему не угодил, Перун ниспошлет камни, топоры, стрелы и, конечно, гром и молнию. Если какую-то семью или даже целую деревню одолевали неурожаи и, как следствие, голод и болезни, это означало вмешательство Перуна и служило напоминанием о том, что люди ведут разгульный образ жизни и недостаточно трудятся.

Бог грома и молнии был одним из первых объяснений неизведанных явлений природы. Культ Перуна зародился еще больше трех тысячелетий назад. Однако его не только боялись, но и просили о благополучии. Люди верили, что в случае регулярных жертвоприношений и безоговорочного почитания Перун ниспошлет им процветание, избавит от болезней, сделает так, чтобы урожаи были богатыми.

Перун считался прародителем всех славян. Помимо вырезанных из дерева идолов, у людей присутствовали и изображения бога: это был могущественный воин с иссиня-черными волосами с сединой и длинной огненной бородой.

В Киевской Руси бог грома и молнии стал предметом поклонения еще в VI веке. Позже развитию этого культа, как выяснилось по результатам многочисленных исследований язычества, способствовал сам князь Владимир. Даже после того как по его приказанию на Руси было принято христианство, деревянного идола, символизирующего Перуна, не сожгли, как многие другие фигуры богов, а пустили по Днепру. Владимир и не мог этого сделать, так как остатки прежней веры в языческие божества все еще крепко сидели в головах людей. Ему было страшно полностью уничтожать символ благополучной жизни и удачного ведения военных дел.

Времена, когда люди массово верили в языческих богов, прошли. Однако и сейчас есть те, что называются староверами: они, продолжая традиции своих предков, поклоняются древнейшим богам, среди которых, конечно, есть и Перун.

Перун - языческий бог грома и молнии в мифологии восточных славян и принадлежит к их пантеону богов. Покровитель монархов, символизировал их власть. Покровительствовал всему, что касалось военному делу: покровитель воинов, дружинников. В славяно-греческих договорах говорится, что обещание заклиналось именем Перуна. В тех же договорах на втором плане находился славянский бог - Велес. Культ этого бога грома и молнии оформился со временем появления вождей, переходом к военной демократии, причем оформившееся воительное сословие обладала большей властью, нежели служители культа.

Согласно мифологии у Перуна в правой руке находился лук, а в левой колчан со стрелами. Пущенная им стрела производила пожары. Царский скипетр, судейские жезлы произошли от молота - символа власти Перуна.

Перун, как громовержец, отождествляется с военными функциями, что отождествляет его с такими характеристиками, как сила, нерушимость договорных обязательств и клятв. Те, кто поклонялся этому идолу, обладал сознанием бойца, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поклоняющиеся Перуну считали, что все должно решаться с помощью силы и оружия, никаких договоров и отступничества.

Перун был языческий бог, и некоторые сведения о нем содержатся в «Густынской летописи». Также Перун упоминается в повествовании о «Мамевом побоище», великого князя Дмитрия Ивановича Донского, где Перун вместе с Мокошем упоминаются как языческие боги татар, которые в их представлении были нечестивцами.

Перуна можно соотнести с Зевсом - богом грома и молнии в греческой мифологии и Юпитером - римская мифология.

Зевс также был богом неба. согласно мифологии был тем, кто владеет всем миром. Как было сказано выше, Зевс отождествляется с Юпитером - римским богом. который происходит от греческого. Символами Зевса выступал орел, двойной топор и щит. Его местом считается Олимп. В его функции, кроме вышеперечисленных, входит распределение добра и зла во вселенной. Кроме того, может выступать как пророк, предвестник, предвидец будущего.

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну. устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. Вподобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол. Вкачестве жертвы богу грома приносили быков, причем их убивали непосредственно на капище, перерезая горло, и когда кровь переставала течь, тушу закапывали тут же в землю.

Перун -бог-громовержец, он способен вызывать сильнейшие грозы и метать молнии. Обладает Перун и огромной физической силой, которой выделяется не только среди людей, но и среди остальных богов. Как и его братья, Перун превосходный маг: он способен менять свой облик по собственному желанию, умеет летать и создавать призрачных существ. которые исчезают, когда перестает действовать магия.

В первую очередь Перун покровительствует воинам, его почитали после больших побед, а так же просили помощи перед крупными сражениями. Но сфера влияния божества военными делами не ограничивалась: Перун защищал Явь от существ из Нави, изгоняя их молниями и огнем обратно в другой мир.

Велес всегда открыто противопоставлялся Перуну. и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни. Однако это нельзя назвать враждой в прямом смысле этого слова, они скорее как два брата, которые учиняют друг другу мелкие пакости, чтобы привлечь к себе внимание.

Источники: www.symbolsbook.ru, 900igr.net, fb.ru, ezoterical.ru, bestiaria.ru

Поделиться